Как оценить успешность бизнес-идеи?

 

Содержание

Как оценить успешность бизнес-идеи?

У меня есть небольшой бизнес, который стабильно приносит небольшой доход. Я запустил его на энтузиазме и без расчетов. Сейчас начинаю новый проект. Хочу сразу получить больше данных и не принимать эмоциональных решений.

И вот вопрос: возможно ли подсчитать, успешна ли идея, если я знаю население города, конкурентов и их цены? Какие допустимы объемы операционных расходов?

Искал в интернете очень много и долго, но информация размытая.

С уважением,
Карим

Два года назад мы с партнером тоже запустили собственный бизнес. Так же, как и вы, на энтузиазме и без тщательных расчетов. Бизнес в итоге взлетел, но нам просто повезло.

Если у вас сильная идея, она сработает и без расчетов. Но без расчетов заранее не поймешь, будет ли проект прибыльным. А если у вас маленький бюджет, все продумать особенно важно: одно-два упущения — и внезапные издержки на начальном этапе приведут к провалу.

Про издержки: если расходы бизнеса постоянно превышают доходы, надо что-то менять или закрываться. Если не превышают, решайте сами, сколько вы готовы тратить на бизнес и какая прибыль вас устраивает. Если вы получаете в месяц 30 тысяч чистой прибыли и вас это не устраивает, тоже придется что-то менять или открывать другой бизнес.

Вы ничего не пишете о том, где и чем собираетесь заниматься. Поэтому я расскажу о трех самых распространенных способах оценить идею для бизнеса.

Составьте бизнес-план

Бизнес-план — это план, по которому вы будете запускать и развивать проект. Сначала опишите в плане ситуацию на рынке: какие есть конкуренты и спрос на продукт. Запланируйте достичь определенных целей: например, в месяц получать 100 тысяч чистой прибыли и продавать 10 тысяч единиц продукции. Еще напишите, как вы будете достигать этих целей: например, запускать рекламу в социальных сетях. В конце посчитайте, сколько времени и денег вы планируете потратить.

Хороший бизнес-план убедит потенциального инвестора, что бизнес принесет прибыль. Еще он поможет понять, с какими сложностями предстоит столкнуться. Возможно, вы кардинально перестроите проект или вовсе откажетесь от него.

Допустим, Иван решил продавать бахилы для больниц. Он узнал, какие бахилы производят конкуренты, прикинул цену и понял, что сделает лучше и дешевле. Он выпустил партию и уже размечтался, куда потратит первую прибыль. Но тут оказалось, что больницы делают закупки только через тендер. Чтобы в нем участвовать, нужно подтвердить, что бахилы соответствуют госту. Делать это дорого и невыгодно.

Если бы Иван составил бизнес-план , то узнал бы о требованиях больниц заранее и не потерял бы деньги.

Бизнес-план поможет правильно рассчитать время на запуск и свои силы. Поначалу кажется, что многое можно сделать самому. Так было у меня в одном из прошлых проектов.

Мы собирались открывать фотостудию, но помещение нужно было отремонтировать. Я решил, что мы управимся за месяц и отремонтируем студию своими силами. Через несколько дней мы поняли: стены слишком тонкие, и их нужно обшивать гипсокартоном. Это сложно, но мы решили попробовать. Через две недели мы сдались и наняли рабочих.

В итоге: выбились из графика на две недели и потратили на 100 тысяч больше, чем планировали. Если бы мы подготовили бизнес-план , то больше узнали бы о помещении и точнее рассчитали бы, сколько денег и времени уйдет на ремонт.

И зарабатывать больше на своем деле. Подпишитесь на ежемесячную рассылку для предпринимателей и получайте важные статьи и новости о бизнесе

Учтите в бизнес-плане в первую очередь следующие вопросы:

  1. Что вы будете продавать и чем ваш товар отличается от конкурентов.
  2. Как вы будете поэтапно запускать проект. Напишите по шагам, что нужно сделать, чтобы начать бизнес. При этом желательно, чтобы вы или кто-то в команде знали особенности работы в вашей нише. Еще можно поговорить с теми, у кого похожий бизнес, — об этом расскажу ниже.
  3. Сколько придется вложить. Чем подробнее распишете все возможные траты, тем лучше поймете, будет ли бизнес прибыльным.
  4. Приблизительный срок, когда бизнес окупится. Бывает, что на проект приходится тратить очень много денег и даже большая прибыль долго не покрывает все издержки. В итоге бизнес окупается через такой долгий срок, что лучше бы его было и не начинать.
  5. Время, когда вы станете производить максимальное количество товара, и какой к этому моменту будет доход.

Чем точнее данные, тем объективнее оценка. Поэтому перепроверяйте их самостоятельно в реальных условиях.

Допустим, вы хотите открыть кофейню в торговом центре. Вам нужно выбрать место, где ходит больше людей. Вы можете посмотреть проходимость точек на сайте ТЦ, а можете приехать туда, сесть на лавочку и посчитать самостоятельно. Такие данные будут более точными, ведь вы получили их в реальных условиях.

При этом учитывайте сезон, время суток и другие факторы, которые могут повлиять на расчеты. Например, перед Новым годом народу в торговых центрах обычно больше, чем в другое время года.

Найдите похожий бизнес

Когда нет опыта работы в нужной сфере, легко что-то упустить. О нюансах вашей отрасли вы можете узнать у владельцев похожего бизнеса. Попросите их дать платную консультацию или пригласите в ресторан за ваш счет. Если это не ваш прямой конкурент, вам вряд ли откажут.

Это очень простой и полезный подход, но он не гарантирует, что ваш бизнес выстрелит.

Например, Дмитрий из нашей статьи про антикафе встречался с несколькими предпринимателями в Москве. Затем он открыл свой бизнес в маленьком городке. Антикафе продержалось всего 3,5 года. Возможно, если бы Дмитрий открылся в большом городе — например, в Воронеже, — собранные рекомендации пришлись бы кстати.

Если вам сложно искать владельцев бизнеса или разговаривать с ними, то просто поищите истории о похожих проектах. В Т—Ж каждую неделю пишут про успешный и провальный бизнес.

Выпустите пробную партию

Для бизнес-плана нужны точные исходные данные. Чтобы получить их, попробуйте создать минимально жизнеспособный продукт. По сути, это ваш продукт в упрощенном виде. Произведите маленькую партию товара и попробуйте его продать — пусть даже по себестоимости.

Есть еще более интересный вариант: начните продавать несуществующий товар. Создайте страницу в конструкторе сайтов, расскажите на ней о продукте и предложите оформить предзаказ. Запустите рекламу и посмотрите, заинтересуются ли потенциальные потребители.

Получили хороший отклик — выпускайте пробную партию и прорабатывайте идею. Если нет, вы либо не попали в целевую аудиторию, либо товар никому не нужен. Попробуйте что-то изменить.

Вот вы решили продавать элитный чай. Создали сайт, рассказали о товаре, предложили сделать предзаказ. Но никто товаром не заинтересовался. Попробуйте изменить ассортимент: продавайте не дорогой, а дешевый чай или вовсе перейдите на кофе. Или попробуйте запустить рекламу на других площадках: возможно, потенциальные потребители просто не узнали о вашем продукте.

Пробный запуск даст вам конкретные цифры: оборот по первым продажам, затраты на первую партию, спрос и так далее. Об этом вы расскажете в бизнес-плане. Потенциальные инвесторы увидят, что у вас есть практические знания, и скорее захотят вложить деньги в ваш проект.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Загрузка

Вряд ли получилось бы в коротком формате дать подробный ответ, но здесь просто недостаточно информации.

Если одному человеку удалось поговорить с бизнесменами, не факт, что удастся другим. У бизнесменов на посторонних людей совсем нет времени, а ресторан они смогут оплатить себе сами и встретиться там с семьёй (если у них есть время на семью). Антикафе — бизнес отчасти молодёжный, поэтому там руководство ещё могло быть готово встречаться с кем-то и делиться опытом, и то поделилось, видимо, только позитивными верхушками, вот и не хватило информации для открытия другого бизнеса.
У меня в близких родственниках четверо успешных бизнесменов. Самому молодому бизнесу — 8 лет, самому старому — больше 20. Цитата одного из них: «если в бизнесе всё хорошо, то его секретами не делятся, никому ничего доказывать не нужно и никого учить тоже». У остальных элементарно нет времени делиться своими секретами: они активно работают, активно отдыхают.

Про бизнес-план только общие фразы. В ТЖ много статей про неудачный бизнес, там тоже герои составляли только приблизительный бизнес-план. А есть, например, требования законодательства к условиям ведения конкретной деятельности: нужны всякие разрешения, особенные помещения, спецобразование для исполнителей и прочее. Чтобы открыть фитнес-клуб, например, нужно очень сильно вложиться в вентиляцию, а потолки-пол-стены требуют гораздо меньших затрат.
Раздел про пробную партию более правильный, но не все бизнесы можно открывать «пробно» и ещё себестоимость изменяется в зависимости от масштабов деятельности. Я когда-то учила про постоянные расходы, которые будут всегда, и про расходы, пропорциональные количеству выпущенной продукции.
Про бизнес-планы можно энциклопедии писать.

Алиса, мне сказали, что про бизнес-план в ТЖ готовится более обширная статья, поэтому тут действительно общие фразы. Но как бы к нему не относиться — это штука полезная. И да, я согласен с Вами, что в разных сферах много нюансов, всего не охватить.

Про пробную партию — разумеется, от объема зависит себестоимость. Но цель тут не получить прибыль, а изучить спрос. Даже если получится минус, этот минус — цена потребительского исследования. И цена получения реальных данных. Я считаю это очень полезным, получение прибыли на этом пробном шаге — не главное.

Самый интересный момент — на счет «поговорить с владельцами похожих бизнесов». Возможно мне везло, но я видел много примеров, когда успешный в бизнесе человек приходит к тому, что нужно отдавать что-то. Назовем это более высоким уровнем осознанности — когда ты не только тянешь под себя и активно отдыхаешь на лаврах. Кто-то занимается благотворительностью, кто-то читает лекции студентам бесплатно или за формальную оплату. А кто-то может помочь советом, если его правильно попросить. Например, когда у меня спустя год после открытия фотостудии попросили поделиться важными моментами люди, собирающиеся открываться в другом городе, я поделился. И я вообще не думал, что выдаю какие-то секреты, так как это другой город и мы не пересекаемся по локации. Разумеется, все зависит от ниши. Если ты можешь оказать конкуренцию — тебе ничего рассказывать не будут. Я об этом пишу в статье. А можно посмотреть на эту часть ответа шире — ведь не обязательно искать именно владельца бизнеса, если тебе нужны знания в какой-то узкой области. Можно найти человека, работающего по найму, который специалист в этой области, и попросить консультацию у него.

Читать статью  Глобальные вызовы, как бизнес реагирует на изменения в геополитике и экономике

Как выбрать и оценить бизнес-идею: советы Максима Спиридонова

Генеральный директор «Нетологии-групп» и соавтор книги «Стартап на миллиард. Пошаговое руководство по созданию диджитал-бизнеса» Максим Спиридонов в авторском телеграм-канале делится практичными советами о бизнесе и управлении.

Собрали посты Максима о том, как выбрать и оценить идею для бизнеса, какие перспективные ниши существуют, а также о чём нужно думать при создании и развитии бизнеса.

Как выбрать и оценить бизнес-идею: советы Максима Спиридонова

редакция нетологии

Шаг 1. Проблемные интервью

В начале пути предприниматели часто ошибочно фокусируются на идее бизнеса. Но идея сама по себе ничего не стоит — важно, чтобы идея решала боль клиента, за которую он готов вам платить. Для выявления таких болей существуют проблемные интервью.

Проводить интервью с потенциальными клиентами нужно, чтобы обнаружить проблемы, на которых будет основано ваше ценностное предложение, и целевые сегменты клиентов.

Важно: сначала собираем информацию и на её основе предлагаем решение — не наоборот.

Взгляды и мнения потенциальных клиентов ничего нам не дают. Ценную информацию несут конкретные вещи и события, которые происходили с ними в прошлом.

Начать стоит с выбора клиентских сегментов и составления списка гипотез.

  • по потребностям, мотивам или проблемам;
  • по демографическим признакам;
  • иногда — по отраслевой принадлежности и профессии.

Главный вопрос при сегментации клиентов — какие люди больше всего выиграют от реализации моего проекта?

Существуют пять возможных типов клиентов:

Есть проблема или цель, но клиент её ещё не осознал.

Клиент осознал, что у него есть проблема или цель, но она не настолько его беспокоит, чтобы её решать.

Есть боль, клиент активно ищет решение.

Не только ищет решение, но уже пробовал различные варианты.

Клиент готов сразу заплатить тому, кто решит его проблему.

Так как ресурсы, как правило, ограничены, в начале работы важно выявить сегменты последних двух типов клиентов и ориентироваться в первую очередь именно на них.

Примеры вопросов для проверки гипотезы (из шаблона файла по проблемным интервью)

  • Как часто вы за последний год?
  • Какие сложности заставляли вас обращаться к ?
  • Как решаете эту проблему сейчас? Почему вас это беспокоит?
  • Интересно, а не могли бы рассказать подробнее?
  • Сколько времени вы сейчас тратите на ? А с какими трудностями вы при этом столкнулись? Каковы последствия? Что пытались делать для решения?
  • Как решали данную проблему в последний раз?
  • Сколько денег вы сейчас тратите на решение данной проблемы?
  • Вы пытались пользоваться таким продуктом? Почему бы не воспользоваться прямо сейчас?

ЧТО ПОЧИТАТЬ

Как выбрать и оценить бизнес-идею: советы Максима Спиридонова

Книга «Спроси маму» — мастрид для тех, кому предстоит опрашивать потенциального клиента

Шаг 2. Принципы выбора бизнес-идеи

? Не стремитесь найти идеальную идею. Нужно найти идею, реализацией которой вы готовы заниматься вдолгую и которая имеет большой потенциальный рынок.

? Лю бая бизнес-идея — это развитие накопленного опыта её автора, комбинация уже имеющихся знаний. Существуют конкретные механики по генерации бизнес-идей, но любая техника накладывается на самого человека и ограничения его текущих знаний и навыков.

? Лучше не пытаться создать что-то кардинально новое, а ориентироваться на уже существующий — большой и желательно растущий — рынок с регулярными покупками. И найти способ предложить клиентам более выгодные альтернативы традиционным решениям: более дешёвый, удобный или эффективный продукт, в том числе за счёт применения высоких технологий.

Ларёк за углом и компанию международного уровня строить одинаково сложно, но на масштабную идею можно привлечь масштабных людей.

? Сама по себе идея — ничто без готовности основателей к её реализации.

? Любая бизнес-идея в её начальном виде будет практически обречена на провал без дальнейшей эволюции по ходу проверки рынком. Удачные бизнес-идеи рождаются в результате работы их авторов над развитием их изначальных, менее удачных идей.

Например, Нетология начиналась с офлайн-семинаров по интернет-маркетингу на 2‒3 дня и проводила пивоты (коррекции бизнес-модели) несколько раз до тех пор, пока не стала онлайн-университетом с программами от 3 до 6 месяцев.

? Умение отказываться от идей не менее важно, чем умение искать их.

? Важно помнить, что мозг предпринимателя нуждается в регулярной перезагрузке, чтобы в нём появлялось место для новых идей. Лучшие способы для этого — медитация и спорт.

Шаг 3. Проверка идеи бизнеса

Любое дело начинается с идеи, но начинающие бизнесмены на воображаемом пути от «идеи на миллион» до инвестиций очень часто:

❌ переоценивают значимость самой идеи бизнеса — гораздо большее значение имеет её реализация;

❌ недостаточно внимания уделяют анализу рынка, на который собираются выйти;

❌ пропускают этап проверки идеи на жизнеспособность.

Посмотрите короткое видео, чтобы узнать, какие ключевые вопросы должен задать себе каждый предприниматель, прежде чем начать бизнес. А ещё их обязательно зададут инвесторы:

Помимо рыночных критериев оценки стартапа (большой, растущий рынок и возможность управляемого масштабирования с постоянным увеличением стоимости бизнеса), существуют и субъективные критерии его основателя: интересы, способности, амбиции, потребности, цели.

Посвящать время тому, что не вызывает интереса, крайне сложно.

Вот пара советов от известных предпринимателей о том, как понять и прочувствовать, что идея вам подходит.

Георгий Соловьёв, основатель Skyeng: «Когда я стал думать, каким бизнесом могу заняться, так получилось, что онлайн-образование набрало больше всего плюсов. С одной стороны, я понимал эту боль: на втором курсе мне пришлось сделать программу по изучению английского языка для себя и своих друзей. С другой стороны, было очевидно, что эту идею можно развить с минимальными вложениями».

Дэйв Вайсер, основатель Gett: «Всё, что я когда-либо делал, связано с тем, что я натыкался на какую-то проблему, которую лично испытывал: если ты в ней видишь массовый рынок, то пытаешься что-то придумать.

Я основал шесть компаний, первые два бизнеса были в Израиле в 1997 году, тогда я столкнулся с обычной проблемой — хотел купить подержанную машину. Как такового интернета еще не было, и единственный способ купить подержанный автомобиль — это встать в 5 утра, купить газеты с досками объявлений и высматривать машину, которая тебе нужна. Так покупала вся страна! Если не встанешь в 5 утра, упустишь хорошую возможность.

Как родилась компания GetTaxi? Она родилась, потому что, будучи в Калифорнии, я опаздывал на самолет в Сиэтл. Я заказал машину, полчаса ждал её на улице, не понимал, где она, я позвонил в службу, они не могли найти мой заказ, потом нашли, потом искали водителя. Так прошёл час. В конечном счёте я успел на самолет, но пережил неприятные моменты».

курсы нетологии

Бизнес и управление

Узнать больше

  • Лекции и практические занятия для новичков и опытных руководителей
  • Выбирайте подходящий курс и прокачивайтесь в управлении командами ?
  • Освойте востребованную профессию в ИТ

Шаг 4. Принципы оценки бизнес-идеи

Качество бизнес-идеи представляет собой совокупность двух параметров: соответствие рынку и соответствие основателям проекта (компетенции, амбиции, интересы, жизненные цели и ценности).

Проверка бизнес-идей должна строиться на конкретных измеримых показателях.

Никакая механика оценки бизнес-идеи не даст стопроцентную гарантию успеха или провала бизнеса.

Нельзя влюбляться в свои идеи. Это лишь возможные инструменты достижения жизненных целей. В конечном счёте всё решает их реализация.

Основные методики оценки бизнес-идеи

Исследуйте существующие аналоги и схожие идеи, которые были реализованы в вашей стране и за границей . Внимательно изучите их истории и результаты: объёмы продаж и полученных инвестиций, оценку стоимости бизнесов, динамику количества пользователей, маржинальность.

Для этого пригодятся такие ресурсы, как Crunchbase, CB Insights, TechCrunch, Inc., Rusbase, SimilarWeb. Отдельным важным вопросом является понимание объёмов продаж текущих лидеров рынка. Это создаёт понимание текущего потенциала целевого рынка.

Посмотрите количество целевых запросов в Яндекс.Вордстате и Google Trends, а также статистическую информацию по структуре расходов населения и бизнесов (в конечном счёте они отражают объёмы рынков).

Поймите реальный доступный объём рынка . Это можно сделать, изучив готовые исследования, проанализировав объёмы продаж ключевых игроков, размер соответствующей статьи расходов целевых клиентов, а также объёмы аналогичных рынков в других регионах. Для адекватности картины лучше оценить сразу несколькими способами и сравнить получившиеся результаты.

Пообщайтесь с целевыми клиентами . Системное непредвзятое общение с потенциальными клиентами — одна из критически важных, но не любимых многими задач. Крайне важно, чтобы такое общение было нацелено не на «подтверждение желаемого», а на реальное понимание проблем, целей, привычек и расходов потенциальных клиентов.

Перспективные ниши бизнеса

Один из самых частых вопросов — какие самые перспективные ниши в бизнесе. Часто это завуалированная надежда найти волшебную кнопку. Нажал её и бизнес сам попёр как на дрожжах ¯_(ツ)_/¯

Не бывает перспективных ниш в вакууме. Потенциал для бизнеса определяет не только размер и привлекательность рынка, но и ваша экспертиза в нём, реальная способность создать конкурентоспособное предложение.

Что вам даст знание того, что инвесторы не могут спать и есть от желания вложить миллионы долларов в проекты в области больших данных, искусственного интеллекта, интернета вещей? Это безумно перспективные ниши, но если у вас нет соответствующей экспертизы, эта информация вряд ли будет вам полезна.

Если же порассуждать отвлечённо, стараясь не улетать в область совсем высоких технологий, то на некоторые ниши, действительно, можно обратить больше внимания в силу их молодости и открытого поля возможностей. Например:

FoodTech

Всё, что связано с производством, доставкой и приготовлением еды с применением цифровых технологий для повышения эффективности бизнес-процессов. Прелесть в том, что объём этого рынка огромен, а спрос постоянен — ведь люди не могут не есть. Предложите новый формат, и, возможно, построите свой Delivery Club или Яндекс.Шеф.

EduTech

Рынок труда сейчас переживает процесс глобальной трансформации: в ближайшие 10‒15 лет огромное количество профессий исчезнет, система образования радикально изменится. Людям понадобится как возможность переквалифицироваться, так и новые рабочие места. «Нетология-групп» выбрала для себя именно эту нишу. Но места на рынке ещё много ?

Читать статью  Pocket Option. Инновационная торговая платформа для опционов

FinTech

Сфера финансовых технологий тоже находится в зоне турбулентности. Бесконтактные платежи, электронные деньги, блокчейн и криптовалюты — это только верхушка айсберга. Финансовые и банковские системы вынуждены стремительно оцифровываться и искать альтернативные способы монетизации услуг. В мире, где уже даже Apple выпускает свою банковскую карту, нельзя недооценивать финтех.

О чём нужно думать, создавая и развивая бизнес

Предпринимателям нужно понимать, что правильно построенный бизнес — это продукт. Однажды этот продукт может быть продан или куплен. Процесс покупки или продажи бизнеса — это и есть M&A (mergers and acquisitions).

M&A — процесс слияния и поглощения компаний, в результате которого появляются более крупные компании. Это может быть либо объединение организаций в одну (слияние), либо покупка мелкого игрока более крупным (поглощение).

За счёт слияний и поглощений можно обеспечить рост компании.

Экстенсивный рост . Это может быть усиление производственной мощности или рост продаж за счёт активов, которые были в присоединённой компании, — отделов или команд, например.

Интенсивный (инновационный) рост . Компания применяет новые технологии, которые были в поглощённой компании. То есть рост не за счёт количества присоединённых активов, а за счёт их качества.

Наибольшую актуальность стратегия M&A приобретает в кризисные периоды. Сделки слияния и поглощения позволяют сильным компаниям закрепить свои позиции на рынке, расширить возможности, переждать бурю и выйти из неё на пике новой волны.

Создавая и развивая бизнес, всегда стоит думать о том:

  • какой из крупных игроков вашего рынка мог бы его купить;
  • с кем и о чём нужно разговаривать, чтобы лучше понять потребности этого крупного игрока(ов);
  • что нужно сделать, чтобы эта покупка — при вашем желании — стала более вероятной.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ

От редакции Нетологии

В кризис возможно — а порой и очень нужно — открывать новый бизнес. Такой, например, который будет помогать людям справляться с тяжелой ситуацией. Или действующему бизнесу адаптироваться к кризису. Предпринимательство подразумевает принятие на себя рисков и ответственности — рассчитывать нужно лучше только на себя. Начинающим предпринимателям можно рассмотреть вариант объединения с другими новичками — обсудить, кто-кому-как может быть полезен и как можно оптимизировать расходы на две и более компании. Кто знает — возможно, такая совместная работа даст неожиданный синергетический эффект.

Вот лишь пара примеров, как люди выходят из сложившейся ситуации или помогают другим пережить трудные времена:

Коронавирус отступит, а какой будет новый мир уже предсказывают мировые аналитики. Аналитический отдел Redmadrobot изучил разные источники и рассказал , как коронавирус влияет на выбор потребителей, рынки и мировую экономику в целом. Если коротко: вирус повлияет на все отрасли экономики.

Соблюдайте дистанцию в общественных местах, но не забывайте поддерживать друг друга. Будьте здоровы!

Материал изначально опубликован на Spark .

Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Финансовое планирование для чайников: как оценить перспективы проекта

Хотите успешно реализовать онлайн-проект? Тогда вы должны быть предпринимателем, а не стартапером. Начните с оценки финансовых перспектив своей идеи.

Знаете, чем отличается стартапер от предпринимателя? Первый генерирует десятки идей в час, фонтанирует креативностью, имеет черный пояс по elevator pitch и знает, где стоят кофе-машины в коворкингах и бизнес-инкубаторах. Второй умеет реализовывать идеи, организовывать бизнес-процессы и считать деньги. Предприниматель может воплотить в жизнь мало-мальски жизнеспособную идею именно потому, что имеет представление об окупаемости инвестиций и планировании финансовых потоков предприятия. А стартапер не сдвинет с места даже самое гениальное начинание. Он потратит все деньги на участие в конференциях и пойдет работать торговым представителем.

Как разработать текст и дизайн коммерческого предложения, чтобы клиенты у вас купили

Реклама «ВКонтакте»: 100+ примеров для вдохновения

Что должен знать предприниматель о финансовом планировании

На крупных предприятиях работают планово-экономический отдел и бухгалтерия, которые занимаются экономическим и финансовым планированием, доводят маркетологам и сейлзам планы продаж и устанавливают цену на продукцию.

Кстати, вы замечали, что в крупных компаниях бухгалтерия и финансово-экономический отдел часто живут отдельной от бизнеса жизнью? Они диктуют продавцам и продукт-менеджерам условия работы, превращаясь из вспомогательного подразделения в основное. Онлайн-проекты на ранней стадии развития не могут позволить себе такую ситуацию. Они должны фокусироваться на развитии и продажах, а не на бюрократии и условном соблюдении кассовой дисциплины.

Пока онлайн-проект не превратится в новый «ВКонтакте» или просто в прибыльное предприятие, предпринимателю ни к чему обрастать экономистами и бухгалтерами. Ему придется считать ресурсы и оценивать финансовую эффективность самому.

Делать это просто, если вы работаете самостоятельно: покупаете что-то в Китае за 50 рублей, а продаете в Москве за 100. А если вы арендуете офис, платите зарплату сотрудникам, создаете виртуальный продукт, простой арифметикой не обойтись. Вам придется научиться более сложным вещам. Предложенная ниже информация позволит вам определять финансовые перспективы проекта и планировать коммерчески успешную деятельность.

В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров

Финансовое планирование проекта для чайников: с чего начать

Представьте такую ситуацию: молодой талантливый стартапер придумал революционный продукт, способный заткнуть за пояс Facebook, Microsoft и Google сразу. Будущая звезда онлайн-бизнеса отправляется в банк за кредитом, который планирует потратить на аренду офиса, оплату труда помощников и оборудование комнаты отдыха. Ну, как в офисе Google, чтобы к комфорту привыкать.

Благодаря отточенным навыкам презентации в лифте герой заинтересовывает банкиров. Чтобы оценить перспективность бизнеса, они просят бизнес-план. Акулы-ростовщики не читают вступление и описание, а сразу находят три формы: баланс, финансовый результат и прогноз движения денежных средств. Что это за формы и как их составить?

Как рассчитать баланс онлайн-проекта

С помощью баланса вы можете определить на текущий момент или спрогнозировать стоимость онлайн-проекта. А с помощью балансного отчета вы можете оценить капитал предприятия в ретроспективе. Баланс удобно оценивать в годовом, квартальном и месячном разрезах.

Баланс включает следующие категории информации:

  • Сведения об активах проекта в денежном выражении. Активы — это все, что принадлежит предприятию и имеет положительную стоимость.
  • Сведения о пассивах проекта в денежном выражении. Пассивы — это любые обязательства компании.
  • Информация о собственном капитале. Собственный капитал — это разница между активами и пассивами в денежном выражении.

Если вы работали в государственных учреждениях, то помните, что время от времени бухгалтера ходят по кабинетам и производственным помещениям и норовят поставить инвентарный номер на все, что видят. Они инвентаризируют столы, стулья и цветочные горшки, чтобы включить их в балансовый отчет. Так вот, онлайн-проект не может позволить себе такой роскоши, как надувание активов.

Как правильно считать активы онлайн-проекта? Считайте активами только материальные и нематериальные ценности, которые можно продать. Конечно-конечно, ваше любимое офисное кресло, геймерский ноутбук и кофеварка были куплены за 4000, 70 000 и 5000 рублей соответственно. Возможно, ваш бухгалтер включит эти цифры в баланс и будет ежегодно вычислять амортизацию. Но вы не бухгалтер, а предприниматель. Вам нужно знать реальный баланс, поэтому учитывайте настоящую стоимость активов.

Как только вы сняли с кресла защитный чехол и удалили с экрана лэптопа пленку, эти вещи получили приставку «б/у». Сколько на самом деле стоит бывшее в употреблении офисное кресло? Посмотрите на «Молоток.ру», сделайте выводы и двигайтесь дальше.

Что необходимо включать в активы?

  • Денежные средства, включая наличные и деньги на банковских счетах.
  • Производственное оборудование: серверы, компьютеры, оргтехнику.
  • Нематериальную собственность: сайт, торговую марку, патенты на изобретения. Не включайте в активы настоящего баланса стоимость приобретенного программного обеспечения. Вы не имеете права перепродать его.
  • Товар на складе.

Представьте, что вы производите программный продукт и продаете коробочную версию по 5000 рублей за единицу. Вы изготовили 1000 дисков с программой и положили их на складе. Можно ли записать в активы 5 млн рублей? Конечно нет. Хотите пояснений? Тогда посчитайте, сколько дисков вам нужно записать и упаковать в картонную коробку, чтобы стоимость вашей компании на бумаге превысила 1 млрд рублей. Не так уж и много, правда?

Активы бывают ликвидными и неликвидными. К ликвидным активам относятся денежные средства, товары на складе и другие ценности, которые можно быстро реализовать. К неликвидным активам относятся материальные ценности, которые невозможно быстро продать без существенных потерь. В случае с веб-проектом к неликвидным активам можно смело относить офисное кресло и кофеварку.

В пассивы нужно включать финансовые обязательства проекта:

  • Платежи за аренду офиса.
  • Выплаты по кредитам и программам лизинга.
  • Налоги.
  • Зарплата.
  • Платежи по договорам поставок расходных материалов.
  • Обязательства по поставкам товаров и услуг в финансовом выражении.

Пассивы бывают текущими и долгосрочными. К текущим можно отнести обязательство поставить товар или услугу по договору. К долгосрочным относятся обязательства по кредитам и лизингу, платежи за хостинг и доменное имя, фиксированные налоговые отчисления.

Собственный капитал проекта — это разница между активами и пассивами. Капитал может быть положительным и отрицательным. Положительная величина говорит о финансовом здоровье проекта. Если величина отрицательная, вы должны немедленно изменить бизнес-план.

Чтобы рассчитать баланс, вы можете воспользоваться редактором таблиц. Активы можно записать в левой части листа, а пассивы в правой. Также вы можете расположить таблицы активов, пассивов и капитала сверху вниз. Для удобства вы можете воспользоваться шаблоном бухгалтерского баланса и типовой формой баланса, предложенной для малого бизнеса Международной финансовой корпорацией (IFC).

Как рассчитать финансовый результат

Расчет финансового результата позволяет определить величину дохода, который заработал или заработает проект. Отчет о финансовом результате включает следующую информацию:

  • Данные о доходах.
  • Данные о расходах.
  • Разницу доходов и расходов или финансовый результат проекта.

Чтобы рассчитать финансовый результат, действуйте так:

  • Запишите фактическую или прогнозируемую выручку от продажи услуг или товаров. Это валовый доход проекта.
  • Отнимите от валового дохода расходы на покупку или производство товаров и услуг. Например, если вы покупаете кроссовки в Китае, а продаете в Москве, отнимите от валового дохода цену покупки продукта у поставщиков, включая все накладные расходы.
  • Отнимите из оставшейся суммы операционные расходы. К ним относятся зарплаты сотрудников, расходы на аренду офиса, оплата хостинга, расходы на маркетинг. Полученная цифра — это чистый доход или доход, полученный в результате основной деятельности проекта.
  • Если у вас есть доходы от неосновной деятельности, прибавьте их к чистому доходу. Например, если вы сдаете кофеварку в аренду соседям по бизнес-центру, считайте полученные платежи доходами от неосновной деятельности.
  • Отнимите от полученной суммы прочие расходы. Это расходы, не связанные с производством и продажей продукта: платежи по кредитам, плата за ремонт кофеварки и офисного кресла, участие в тренингах и семинарах.

Вы рассчитали финансовый результат. Если вы получили положительное число, речь идет о положительном финансовом результате или чистой прибыли. Если вы получили отрицательное число, речь идет об отрицательном финансовом результате или чистом убытке. В первом случае проект приносит деньги основателю, а во втором случае основатель теряет деньги.

Читать статью  Перспективные бизнес-идеи 2017

Как оценить движение денежных средств

Расчет движения денежных средств позволяет оценить финансовые поступления и выплаты проекта за выбранный период. Этот отчет иногда называют денежным потоком или кэшфлоу (от англ. cash flow). Он показывает, как проект распоряжается финансовыми ресурсами и приносит ли он денежные поступления.

Для расчета движения денежных средств понадобится информация о поступлениях и выплатах по следующим видам деятельности:

  • Операционной. Это основная деятельность проекта, например, продажа рекламы для веб-проекта. Также в операционную входит прочая деятельность, например, аренда кофеварки.
  • Инвестиционной. В контексте онлайн-проекта речь идет о покупке производственных средств, развитии сайта, вложениях в раскрутку сообществ в социальных сетях и т.п.
  • Финансовой. Здесь учитываются выплаты по кредитам и лизингу, а также привлечение заемных средств.

Чтобы составить отчет о денежных потоках, выполните следующие действия:

  • Определите баланс проекта на начало выбранного периода. Для этого суммируйте активы, указанные в балансовом отчете.
  • Посчитайте сумму денежных средств, которые проект получил или планирует получить с помощью операционной деятельности.
  • Посчитайте, сколько денег проект инвестирует.
  • Определите, сколько денег проект потратит или привлечет в рамках финансовой деятельности.
  • Посчитайте баланс проекта на конец выбранного периода и определите сумму, на которую увеличились или уменьшились активы.

Если денежный поток отрицательный, вам необходимо скорректировать бизнес-план.

43 летних заголовка для блога: готовые темы статей для различных отраслей бизнеса

43 летних заголовка для блога: готовые темы статей для различных отраслей бизнеса

Для удобства расчетов вы можете воспользоваться утвержденной формой отчета о движении денежных средств, а также воспользоваться формой, предложенной Microsoft.

C помощью данных о балансе, финансовом результате и движении денежных средств вы можете самостоятельно оценить текущее состояние и перспективы онлайн-проекта. Например, вы можете увидеть, что реализация вашей идеи будет генерировать негативный денежный поток и убыток. В этом случае необходимо менять подходы к бизнесу.

Какими финансовыми показателями должен оперировать начинающий предприниматель

Представьте ситуацию: вы купили кроссовки в Китае за 700 рублей, а продали в России за 1000 рублей. Триста рублей разницы — это доход или прибыль? Если вы точно знаете ответ на этот вопрос, пропустите этот раздел. Он создан для талантливых программистов, торговцев, дизайнеров и других специалистов, которые из-за увлеченности своей специальностью невнимательно слушали лекции по общей экономической теории.

Начинающему предпринимателю, который пока не успел заработать на оплату услуг профессионального экономиста и бухгалтера, нужно познакомиться со следующими терминами:

  • Доход — это полученные проектом денежные средства и другие материальные и нематериальные ценности. Когда ваш интернет-магазин продал китайские кроссовки, проект получил доход в размере 1000 рублей. Выделяют валовый и чистый доход. Валовым доходом считаются все поступления от основной деятельности проекта. Чистый доход получают после вычета всех налоговых отчислений из валового дохода.
  • Прибыль — это разница между доходом и затратами на производство и продажу продукта. Чтобы продать кроссовки за 1000 рублей, ваш интернет-магазин перечислил китайскому продавцу 700 рублей. Кроме того, вы потратили 250 рублей на оплату труда оператора сайта, маркетинг, хостинг, доменное имя и обслуживание офисной кофеварки. Прибыль от операции составила 50 рублей. Прибыль бывает валовой и чистой. Чтобы рассчитать чистую прибыль, необходимо вычесть из валовой все налоговые отчисления.
  • Окупаемость инвестиций или ROI — это процентное отношение прибыли к инвестированным средствам. Представьте, что вы вложили в проект 150 000 рублей, а прибыль за первый год составила 12 000 рублей. Чтобы рассчитать ROI, разделите сумму прибыли на сумму инвестиций и умножьте полученное число на 100 % (12 000/150 000*100 % = 8 %). Чем выше окупаемость инвестиций, тем эффективнее работает проект.
  • Точка безубыточности — это показатель продаж, при котором уровень доходов проекта достигает уровня расходов. Этот показатель рассчитывается в денежном эквиваленте или в единицах продукта. Например, если общие расходы веб-проекта составляют 10 000 рублей в месяц, а одна сделка приносит 100 рублей, то для достижения точки безубыточности необходимо заключать 100 сделок в месяц. Сто первая сделка принесет проекту прибыль.

Предложенные термины помогут вам оценивать финансовое здоровье проектов.

Как прогнозировать сбыт

Чтобы оценить эффективность онлайн-проекта, вам нужно знать, сколько товаров и услуг в денежном исчислении вы продадите. Проблема в том, что прогнозирование продаж представляет собой ресурсозатратную деятельность. Как, например, вы собираетесь считать, сколько пар китайских кроссовок сможете продать в интернет-магазине?

Говорите, нужно исследовать рынок и определить спрос на продукт? Украсть и изучить отчеты о продажах конкурентов? Оставьте дорогие маркетинговые исследования и промышленный шпионаж крупным корпорациям. У вас на это нет денег и времени.

Чтобы не потратить все ресурсы впустую, начинающему предпринимателю придется планировать продажи. Вот суть в двух словах: вы должны продавать столько, сколько необходимо для получения запланированной прибыли или достижения планового ROI. Представьте, инвестируете в проект 150 000 рублей. На какую годовую окупаемость инвестиций вы рассчитываете?

Если вы ожидаете ROI 20 %, вам необходимо получить 30 000 рублей прибыли. Теперь вам нужно ответить на один вопрос: сколько нужно продать, чтобы получить желаемую прибыль. Для этого выполните следующие действия:

  • Определите цену своего продукта. Если вы продаете неуникальные товары или услуги, вам придется анализировать цены конкурентов. Если у вас уникальный продукт, попробуйте сформировать цену, суммировав затраты на производство и желаемую маржу.
  • Определите целевую прибыль проекта. Сколько вы должны заработать, чтобы достичь запланированного ROI?
  • Рассчитайте, сколько единиц продукции вы должны продать, чтобы достичь целевых показателей.

Для наглядности можно вернуться к примеру с кроссовками. Затраты на закупку товара в Китае и продажу в Москве, включая оплату труда и налоги, составили 950 рублей. Вы продаете продукт за 1000 рублей. Каждая сделка приносит вам чистую прибыль в сумме 50 рублей. Теперь вы можете определить количество продаж, необходимых для достижения целевого ROI: 30 000/50=600 пар кроссовок в год. Планируемый сбыт в денежном выражении составляет 600 000 рублей.

Что делать, если прогнозируемый сбыт получился нереалистичным? Меняйте бизнес-план. Вы можете снизить продажи без потери прибыли двумя способами:

  • Продавать продукт по более высокой цене. Если ваш проект реализует что-то уникальное и качественное, этот путь для вас открыт. Если вы продаете условные кроссовки, которые есть в каждом интернет-магазине, существенно повысить цену не получится.
  • Сократить издержки. Вы не сможете экономить на налогах. Также не стоит сокращать инвестиции в производство и маркетинг. А вот расходы на условную кофеварку и секретаря можно уменьшить.

Как оценивать эффективность маркетинга

Успех онлайн-проекта зависит от эффективности маркетинга. Используйте для ее оценки следующие метрики:

  • Стоимость привлечения клиента. Чтобы рассчитать этот показатель, разделите общие расходы на маркетинг за выбранный период на количество привлеченных новых клиентов за этот же период. Например, если вы за год потратили на развитие сайта, контекстную рекламу, зарплату продавцов 100 000 рублей, а привлекли 100 клиентов, стоимость привлечения равна 1000 рублей.
  • Lifetime Value или стоимость клиента — это валовый доход, который в среднем приносит компании один потребитель за все время взаимодействия с проектом. Чтобы рассчитать этот показатель, воспользуйтесь формулой: средний доход на сделку*среднее количество сделок за период*продолжительность взаимодействия клиента с продавцом. Например, если ваши клиенты в среднем покупают на 450 рублей за сделку, совершают две сделки в месяц и остаются вашими клиентами в течение двух лет, Lifetime Value составляет 450*2*24=21 600 рублей.
  • Отношение Lifetime Value к стоимости привлечения. Понятно, что показатель Lifetime Value должен превышать стоимость привлечения клиента. Однако для оценки эффективности маркетинга и перспектив проекта в целом важно определить соотношение стоимости клиента к стоимости его привлечения. Для онлайн-проектов Lifetime Value должна превышать стоимость привлечения клиента в пять раз и выше. Если соотношение показателей меньше трех, считайте маркетинг онлайн-проекта неэффективным.
  • Коэффициент конверсии лидов в сделки. Эта метрика показывает, сколько обращений потенциальных клиентов завершаются реальными продажами. Чтобы рассчитать коэффициент, разделите число продаж за выбранный период на количество лидов. Например, если вы продали пять пар кроссовок при 1000 лидах, показатель равен 0,005. Иными словами, только 0,5 % обращений завершаются сделкой. Обратите внимание, норма коэффициента конверсии лидов меняется в зависимости от рынка и продукта. Поэтому оценивайте динамику метрики. Ее рост говорит о росте эффективности маркетинга.
  • ROMI — это окупаемость инвестиций в маркетинг. Чтобы рассчитать метрику, необходимо определить процентное отношение прибыли, полученной благодаря маркетинговой кампании, к затратам на кампанию. Представьте, что вы продаете кроссовки на 100 000 рублей в месяц и получаете прибыль 20 000 рублей. Вы инвестируете в рекламу 4000 рублей, после чего доход растет до 130 000 рублей, а прибыль до 30 000 рублей. Реклама принесла вам дополнительную прибыль в сумме 6000 рублей (30 000 – 20 000 – 4000 = 6000). Чтобы вычислить ROMI, необходимо поделить 6000 прибыли на 4000 инвестиций и умножить на 100 %. Окупаемость инвестиций в данном примере равна 150 %.

Используйте предложенные показатели, чтобы оценивать финансовую эффективность маркетинга.

Проблемы на старте бизнеса: где подстелить соломки, открывая свое дело

Проблемы на старте бизнеса: где подстелить соломки, открывая свое дело

Как считать расходы на онлайн-проект

Здесь все просто: вам придется узнать цену необходимых для запуска проекта товаров и услуг и заняться арифметикой. Для удобства объедините расходы в две группы: разовые вложения и текущие расходы.

Вам придется разово вложить средства в:

  • Регистрацию юридического лица или ИП.
  • Покупку компьютеров и другой офисной техники.
  • Приобретение мебели.
  • Оплату лицензионного ПО.
  • Регистрацию домена, покупку CMS, разработку дизайна сайта.

Также вам придется ежемесячно тратить средства на:

  • Оплату труда персонала. Планируете платить секретарю 50 тыс. рублей в месяц? Не забудьте прибавить к ним сумму налоговых отчислений.
  • Аренду офиса и сопутствующие услуги.
  • Страхование имущества и ответственности.
  • Закупку товаров и расходных материалов.
  • Маркетинг и рекламу.

Обратите внимание, в списках указаны примеры текущих и разовых расходов. Полный список трат вам придется составить самостоятельно.

Чтобы рассчитать необходимые для запуска проекта средства, суммируйте разовые расходы и умножьте полученное число на 12. Вы определили сумму денежных средств, необходимых для покрытия постоянных расходов в течение года. Прибавьте к ней сумму разовых расходов. Вы получили величину расходов, необходимых для запуска проекта.

В данном случае при подсчете использовался консервативный подход, в рамках которого рекомендуется иметь запасе средства на оплату текущих расходов в течение года. Вы можете уменьшить этот показатель до полугода, если точно знаете, что проект достигнет точки безубыточности в первые месяцы работы.

Учитесь считать навскидку, пока не заработали на бухгалтера и финансового директора

Когда акции вашей компании пройдут листинг на LSE или NYSE, все расчеты за вас будут делать профессионалы. А вот оценивать финансовые перспективы до запуска и в первые месяцы работы проекта вам придется самостоятельно. Для этого вам нужно понимать базовую финансовую терминологию, владеть азами финансового планирования. Нет, вам не придется переквалифицироваться в финансиста или учиться составлять бухгалтерскую отчетность и начислять заработную плату. Вы просто должны видеть, стоит ли игра свеч, какие ресурсы необходимы для начала работы, сколько нужно продавать, чтобы заработать запланированную прибыль.

Замечания и предложения к статье можно писать в комментариях. Если у вас есть опыт финансового планирования и запуска онлайн-проектов, ваше мнение будет особенно ценным.

Источник https://journal.tinkoff.ru/ask/business-idea/

Источник https://netology.ru/blog/04-2020-kak-vybrat-business-ideyu

Источник https://texterra.ru/blog/kak-otsenit-perspektivy-onlayn-proekta-finansovaya-azbuka-dlya-nachinayushchikh-predprinimateley.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: