Субъекты малого и среднего предпринимательства. Критерии в 2016 году

 

Содержание

Субъекты малого и среднего предпринимательства. Критерии в 2016 году

Редакция Контур.Школы

Организации, которые относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, имеют преференции. Например, вправе не устанавливать кассовый лимит. В статье рассмотрим критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства в 2016 году.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Установлено понятие малого и среднего предпринимательства, к которому относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ и соответствующие установленным условиям (ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ):

  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • производственные кооперативы;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • индивидуальные предприниматели.

Субъекты малого и среднего предпринимательства должны соответствовать следующим критериям:

1. Участие в капитале для юридических лиц

  1. Суммарная доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25%.
    Исключение составляют активы акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.
  2. Доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49%.
    Исключение составляют хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ:
  • бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук;
  • ​бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования.

2. По среднесписочной численности работников

Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать:

  • от 101 до 250 человек для средних предприятий;
  • до 100 человек для малых предприятий, в том числе до 15 человек для микропредприятий.

3. По выручке от реализации товаров (работ, услуг)

С 13 июля 2015 г. согласно Постановлению Правительства РФ от 13 июля 2015 г. № 702 выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать:

  • для микропредприятий — 120 млн рублей;
  • для малых предприятий — 800 млн рублей;
  • для средних предприятий — 2000 млн рублей.

На настоящий момент правительство РФ уже утвердило новый порядок расчета лимита доходов для отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса. С 1 августа 2016 года такой лимит будет рассчитываться исходя из дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам . Эти изменения утверждены постановлением от 04.04.2016 № 265. При этом числовые значения лимитов останутся без изменений.

Малое предприятие: какие критерии для его определения действуют в 2022 году

Малое предприятие: какие критерии для его определения действуют в 2022 году

При участии Михаил Пархоменко

Индивидуальные предприниматели, а также небольшие организации могут рассчитывать на различные льготы, которые государство предоставляет для развития малого бизнеса. Из настоящей статьи вы узнаете, что это за льготы, а также кто, когда и при каких условиях может на них рассчитывать в 2022 году.

Кто относится к субъектам МСП

Фраза «субъекты МСП» расшифровывается как «Субъекты малого и среднего предпринимательства». К ним относятся средние, малые и микропредприятия. Также на практике для обозначения данной категории лиц применяется другая аббревиатура — СМП. Она расшифровывается как «Субъекты малого предпринимательства». В дальнейшем мы будем использовать данные термины как синонимы.

Все субъекты малого и среднего предпринимательства должны быть включены в специальный реестр, который ведет ФНС. Этот реестр находится в открытом доступе на сайте налоговой службы по адресу https://rmsp.nalog.ru .

Критерии малого предприятия 2022: таблица

Основные критерии СМП приведены в Федеральном законе от 24.07.07 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ). Согласно статье 4 этого закона, ими могут быть индивидуальные предприниматели, ООО, кооперативы, а также крестьянские (фермерские) хозяйства.

В таблице приведены показатели деятельности, при выполнении которых налогоплательщик становится субъектом малого и среднего предпринимательства.

Среднесписочная численность за предыдущий год

Доход за предыдущий год без НДС по данным налогового учета

Прочие ограничения (для ООО)

не более 15 человек

не более 120 млн руб.

  • не менее 51% капитала (акций) должно принадлежать физлицам, или другим СМП;
  • доля организаций, не являющихся СМП, не может быть больше 49%;
  • доля государства, субъектов РФ и (или) НКО — не более 25% (суммарно)

не более 100 человек

не более 800 млн руб.

не более 250 человек (до 1 000 человек — для легкой промышленности, до 1 500 человек — для общепита)

не более 2 млрд руб.

Общие для всех субъектов малого и среднего бизнеса показатели по доле участия определяются ежегодно. Их нарушение сразу же приводит к утрате соответствующего статуса.

Читать статью  Быстро окупится и спросом будет пользоваться: комиссионный магазин как бизнес - стоит ли открывать дело

Ограничения по доходу и среднесписочной численности применяются кумулятивно за три года. Это означает, что изменение категории субъекта МСП или утрата статуса происходит только в том случае, если как минимум один из этих критериев не соблюдается на протяжении трех лет подряд (п. 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, п. 1 письма ФНС от 18.08.16 № 14-2-04/0870@ , письмо Минэкономразвития от 11.04.16 № Д28и-913).

Например, компания или ИП утратит статус СМП (перейдет в другую категорию) с 2022 года, если в течение каждого из трех предыдущих лет (2019, 2020 и 2021 гг.) были превышены показатели по доходу и (или) численности работников. Если хотя бы в одном из перечисленных годов соблюдались оба параметра, то статус в 2022 году сохраняется.

Категория субъекта МСП определяется в соответствии с наибольшим по значению условием (п. 3 ст. 4 Закона № 209-ФЗ). Например, если ООО соответствует по численности микропредприятию, но его доход превышает 800 млн руб. (но менее 2 млрд руб.), то оно будет считаться средним.

Что дает статус субъекта малого предпринимательства

Включение организации или ИП в реестр субъектов малого бизнеса дает возможность пользоваться различными льготами и мерами государственной поддержки. Данные привилегии установлены на федеральном, региональном и местном уровнях.

Причем, речь идет не только о налоговых льготах. Перечень преференций, которые полагаются субъектам малого предпринимательства, гораздо шире. К ним относятся льготы при сдаче отчетности и ведении бухгалтерского учета, дополнительная защита денежных средств на счетах и др.

Льготы для малых предприятий

Рассмотрим основные послабления и преимущества, которые предоставляются субъектам малого и среднего бизнеса.

Бухгалтерский учет и отчетность

Значительная часть льгот касается бухгалтерского учета. Так, практически все малые предприятия (кроме тех, кто подлежит обязательному аудиту, микрофинансовых организаций, жилищных кооперативов и прочих субъектов, названных в п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ о бухучете) могут вести упрощенный бухучет и сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность. В ее состав в большинстве случаев входит всего две формы (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах). Некоторые организации (НКО и получатели бюджетных средств) должны также заполнять отчет о целевом использовании средств.

При ведении упрощенного бухучета предусмотрен целых ряд послаблений (информация Минфина № ПЗ-3/2015). Перечислим наиболее важные. Так, можно не создавать резерв на оплату отпусков; исправлять как несущественные любые ошибки в бухучете, даже если они выявлены после утверждения отчетности; не применять ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» и ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»; не переоценивать основные средства и нематериальные активы и не отражать обесценение НМА; не переоценивать финансовые вложения и не проверять их на обесценение. Также при данном способе бухучета можно учитывать проценты по любым займам, в том числе полученным для покупки инвестиционных активов, как прочие расходы, а запасы оценивать на отчетную дату по фактической себестоимости.

Вести упрощенный бухучет может непосредственно руководитель организации. Для этого ему надо издать соответствующий приказ (п. 3 ст. 7 Закона № 402-ФЗ о бухучете).

Помимо этого, малое предприятие может принять решение об использовании для целей бухучета кассового метода (п. 20 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. приказом Минфина от 21.12.98 № 64н).

Индивидуальные предприниматели в принципе не обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухотчетность, даже в упрощенном виде (подп. 1 п. 2 ст. 6 Закона № 402-ФЗ о бухучете).

Кассовые операции

Указанием Банка России от 11.03.14 № 3210-У для малых предприятий установлен упрощенный порядок ведения кассовых операций. Он предполагает освобождение таких организаций и ИП от необходимости утверждать лимит остатка наличных.

На основании этого же указания ЦБ РФ индивидуальные предприниматели имеют дополнительные «кассовые» льготы — они могут не оформлять приходные и расходные кассовые ордера и не вести кассовую книгу.

Налоговые льготы

Налоговые преференции для СМП устанавливаются на федеральном, региональном и местном уровнях.

В частности, на выплаты работникам сверх МРОТ данные организации начисляют страховые взносы по пониженным тарифам. А именно: по пенсионным взносам 10%, по медицинским — 5%, по взносам «на больничные» — 0% . Скорее всего, в 2023 году будет действовать другие льготы по взносам (см. « Объединение ПФР и ФСС: какие новшества ожидают страхователей »). Также возможно введение льгот по уплате региональных и местных налогов (налога на имущество, земельного и транспортного налогов), а также льготных ставок по налогу на прибыль (в части, зачисляемый в региональных бюджет), единому налогу в рамках УСН.

В периоды введения коронавирусных ограничений предприятия малого и среднего бизнеса из наиболее пострадавших отраслей могли получать государственные субсидии (см., например, « Как бизнесу получить субсидию за нерабочие дни в ноябре »). Дополнительные меры поддержки для СМП вводили отдельные регионы.

Существуют и другие субсидии для малого и среднего бизнеса. Например, за пользование системой быстрых платежей (см. « Субсидия за пользование системой быстрых платежей продлена до конца 2022 года »).

Трудовые отношения

Субъекты малого бизнеса, у которых работают не более 35 (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания — не более 20) человек, могут заключать с ними срочные трудовые договоры (ст. 59 ТК РФ). Переоформлять эти договоры в бессрочные при утрате работодателем статуса МСП, или при превышении указанного числа работников не нужно. В последнем случае с новыми работниками (36-м (21-м) и последующими) следует заключать договоры на неопределенный срок.

Микропредприятия вправе не составлять правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании и другие локальные нормативные акты, а также график сменности. Условия, которые обычно прописываются в этих документах, нужно включить непосредственно в трудовой договор. Для этого лучше применить специальную типовую форму договора (постановление правительства РФ от 27.08.16 № 858).

Административная ответственность

Для субъектов МСП установлена привилегия, обязывающая контролеров заменять практически любой административный штраф на предупреждение.

Льгота действует, если нарушение совершено впервые и им не был причинен имущественный вред, а также вред (либо угроза его причинения) жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, историческим и культурным памятникам, безопасности государства и при этом не было угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ). Виды правонарушений, при совершении которых невозможна замена штрафа на предупреждение, перечислены в пункте 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Читать статью  Основные виды кооперативов, их различия и регистрация в 2023 году

В настоящее время в Госдуме рассматривается законопроект , в котором предлагается взимать штрафы с малых и средних предприя тий в том же размере, что и с ИП (с м. « Штрафы для малого и среднего бизнеса смягчат »).

Страхование вкладов

Счета и вклады микропредприятий и малых предприятий включены в систему обязательного страхования ( п. 1 ст. 5.1 Федерального закона от 23.12.03 № 177-ФЗ). Если банк, в котором находятся деньги такой компании или ИП, лишится лицензии, либо Центробанк введет мораторий на удовлетворение требований кредиторов данного банка, можно будет получить страховое возмещение. Его размер равен сумме, которая была на счетах, но не более 1 400 000 руб. по всем счетам в одном банке. Подробнее см. « Деньги в «проблемном» банке: когда и как ИП, малые предприятия и физлица смогут вернуть деньги со счетов и вкладов ».

Статистическая отчетность

Для субъектов малого и среднего предпринимательства значительно сокращено количество форм, представляемых в органы статистики. В частности, они не сдают Сведения о неполной занятости и движении работников, Сведения о просроченной задолженности по заработной плате, Сведения об объеме платных услуг населению по видам и многие другие.

Некоторое формы статистической отчетности предназначены специально для субъектов МСП. Например, № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия». А вот форму № П˗5(м) «Основные сведения о деятельности организации» субъекты МСП не сдают, хотя распространено заблуждение, что данная форма является чуть не основным статистическим отчетом для небольших организаций.

Остальную статистическую отчетность субъекты малого и среднего предпринимательства сдают в особом порядке. Соответствующая обязанность возникает в рамках сплошного (в отношении всех СМП) или выборочного (в отношении указанных Росстатом организаций и ИП) статистического наблюдения. При этом сплошное исследование малого бизнеса проводится один раз в 5 лет (п. 2 ст. 5 Закона № 209-ФЗ). Так, в 2021 году СМП должны были отчитаться о своей деятельности за 2020 год (см. «Сплошное статистическое наблюдение за малым бизнесом: Росстат напомнил, когда и как надо отчитываться»).

Выборочное статистическое наблюдение проводится в отношении тех субъектов, которые попали в перечень, ежегодно определяемый Росстатом (п. 3 ст. 5 Закона № 209-ФЗ). Информацию о том, нужно ли конкретному субъекту сдавать статотчетность, по каким формам и с какой периодичностью, можно уточнить на сайте Росстата (https://websbor.gks.ru/online/info). Также см. «Отчетность в статистику (Росстат) по ИНН: как узнать, какие отчеты сдавать».

Государственный заказ

Компании и ИП, получившие статус субъектов малого и среднего предпринимательства, могут участвовать в госзакупках на особых условиях. Для них проводят специальные тендеры. Сумма обеспечения заявки для малых и средних предприятий ниже, а продавцы — субъекты МСП с хорошей репутацией могут и вовсе не обеспечивать контракт.

Кроме того, срок оплаты контракта, стороной которого выступает малое или среднее предприятие, меньше, чем для «обычных» участников закупок. Деньги нужно выплатить не позднее 7 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору или его этапу (п. 14.3, 28 и 32.1 Положения, утв. постановлением правительства РФ от 11.12.14 № 1352). За нарушение этого срока заказчик может быть оштрафован на сумму до 100 тыс. руб. (ч. 9 ст. 7.32.3 КоАП РФ).

Особенности деятельности малого предприятия

Такие нюансы могут возникать из-за применения налогоплательщиком тех или иных льгот.

Например, если малое предприятие решит использовать кассовый метод при ведении бухучета, то в этом случае в учете фактически не будет отражена дебиторская задолженность. А значит, следить за данным параметром придется на основании информации из других источников.

Кроме того, нужно помнить, что кассовый метод в бухучете вовсе не равнозначен кассовому методу для целей УСН. Так, полученные суммы авансов не формируют бухгалтерские доходы, тогда как при УСН они будут доходом в момент поступления на счет или в кассу (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Соответственно, такие расхождения тоже нужно учитывать, чтобы не занизить сумму налога или авансовых платежей по нему.

В заключение отметим, что все субъекты малого и среднего предпринимательства должны периодически проверять наличие информации о них в специальном реестре, который ведет ФНС. Исправить неверные сведения можно через форму на сайте службы . И, конечно, необходимо отлеживать основные критерии, которые дают право считаться СМП в 2022 году — выручку, среднесписочную численность и ограничения по составу участников.

Размер имеет значение: на что оказался способен малый и средний бизнес в России

2 июня исполнилось 3 года с момента принятия «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России на период до 2030 года». Ее главная цель — к указанному сроку повысить вклад малых и средних предприятий в отечественную экономику до 40% (по примеру развитых стран). Чтобы проверить, как продвигается реализация этой долгосрочной программы, Inc. подсчитал некоторые актуальные показатели российского малого и среднего бизнеса и сравнил их с целевыми индикаторами, перечисленными в документе.

Стратегия развития МСП в цифрах

ВВП к 2030 году такой показатель заложен в «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства»

МЛН РАБОЧИХ МЕСТ должны обеспечить малые и средние предприятия к 2024 году

млн субъектов малого и среднего бизнеса насчитывается в России

млн человек заняты в МСП

субъектов МСП должны приходиться на 1 тыс. жителей РФ к 2030 году

составил рост численности занятых в МСП граждан за последние 3 года

Количество предприятий

«Малые и средние предприятия (МСП) — это 5,6 млн хозяйствующих субъектов», — говорилось в преамбуле документа. В 2014 году их было лишь 4,5 млн, рост к моменту принятия стратегии составил почти 25%. С 2016 года он существенно замедлился: за 3 года количество субъектов малого и среднего бизнеса увеличилось до 6,2 млн, лишь на 11%.

Читать статью  50 прибыльных бизнес-идей с минимальными вложениями в 2022 году

Впрочем, стратегия не оперирует количеством МСП напрямую — заложенный в нее соответствующий индикатор привязан к численности населения.

Выполнив расчеты, Inc. пришел к выводу, что планы на его рост более чем осуществимы, — даже несмотря на низкие темпы последних 2-х лет.

Согласно документу, в 2030 году на 1 тыс. жителей РФ должно приходиться 46 субъектов малого и среднего бизнеса. По расчетам Inc., сейчас этот показатель равен 41,3, а средний рост с 2016 года составил 1,2 единицы в год. При сохранении таких темпов показатель к 2030 году на 21% превысит ожидания составителей стратегии.

Количество субъектов малого и среднего бизнеса (включая индивидуальных предпринимателей)

В расчете на 1 тыс. человек населения; в единицах

Год Показатели стратегии развития МСП по Оценке Inc.*
2016 38,9
2017 40,3
2018 40 41,3
2020 42 43,7
2025 44 49,7
2030 46 55,7

* (2016–2018 — расчеты на основе данных Росстата и ФНС, 2020–2030 — экстраполяция). Среднее количество субъектов МСП в РФ за год (по данным ФНС) поделено на среднюю численность населения РФ за год (по данным Росстата), результат умножен на 1000.

Численность занятых

Из первых абзацев текста стратегии следует, что в 2016 году российские малые и средние предприятия обеспечивали «рабочие места для 18 млн граждан». В прошлогоднем послании Федеральному собранию Владимир Путин призвал увеличить это число до 25 млн к 2024 году. Эта задача была включена в майский президентский указ 2018 года.

В настоящий момент число занятых в МСП составляет 19,2 млн человек. Эта цифра включает сумму среднесписочной численности работников всех малых и средних предприятий (15,74 млн по данным ФНС), а также численность индивидуальных предпринимателей (3,41 млн по данным ФНС). Рост занятых в МСП за последние три года (от показателя 2016-го) составил около 7%. Для реализации президентского распоряжения рост за следующие пять лет должен составить 30%.

Стратегия же оперирует таким индикатором, как доля среднесписочной численности работников МСП от общей численности занятого населения страны. Последние 3 года значение обоих показателей практически не менялось. Численность занятых (без учета безработных, зарегистрированных на бирже труда) из месяца в месяц колебалась в диапазоне от 71,2 млн до 73,1 млн человек, среднесписочная численность работников МСП — в диапазоне от 15,7 млн до 16,1 млн человек.

По расчетам Inc., индикатор уже сильно отстает от графика — сейчас его значение составляет 22,1%, что на 5,2 процентных пункта ниже запланированного.

Последние два года рост не превышал 0,2 процентных пункта. Если ничего не изменится, к 2030 году пропасть между планами и реальностью увеличится вдвое — до 10,5 процентных пунктов.

Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего бизнеса

В общей численности занятого населения; в процентах

Год Показатели стратегии развития МСП по Оценке Inc.*
2017 21,9
2018 27,3 22,1
2020 28,4 22,5
2025 31,5 23,5
2030 35 24,5

* (2017–2018 — расчеты на основе данных Росстата и ФНС, 2020–2030 — экстраполяция). Cредняя сумма среднесписочной численности работников МСП за год по данным ФНС) поделена на среднюю численность занятого населения РФ за год (по данным Росстата, без учета зарегистрированных на биржах труда безработных), результат умножен на 100.

Рождаемость бизнеса

Один из значимых индикаторов, на который опирается стратегия, — коэффициент «рождаемости» малых и средних предприятий. Это количество МСП, созданных за отчетный период, на 1 тыс. действующих на дату окончания этого периода.

По расчетам Inc., в настоящий момент этот показатель составляет 16,8 — то есть план по «рождаемости» немного перевыполняется. Однако если низкие темпы роста последних 3-х лет сохранятся (в среднем лишь на 0,15 единиц в год), то в 2020 году «рождаемость» начнет отставать от плана и к 2030 году это отставание достигнет 17,5%.

Коэффициент «рождаемости» субъектов малого и среднего бизнеса

(Количество созданных в отчетном периоде малых и средних предприятий на 1 тыс. действующих на дату окончания отчетного периода малых и средних предприятий); в единицах

Год Показатели стратегии развития МСП по Оценке Inc.*
2016 16,5
2017 17,0
2018 16,5 16,8
2020 17,5 17,1
2025 20 17,9
2030 22,5 18,6

* (2016–2018 — расчеты на основе данных системы «Спарк» и ФНС, 2020–2030 — экстраполяция). Указанные годовые значения получены как среднее арифметическое от суммы коэффициентов «рождаемости» МСП за календарные месяцы 2016, 2017 и 2018 гг. Коэффициенты для месяцев рассчитаны на основе данных ФНС о численности субъектов МСП в РФ на 10 число каждого месяца с июля 2016 по январь 2019 гг., а также данных системы «Спарк» о численности зарегистрированных ИП и компаний в каждом месяце за тот же период.

Доля в экономике

Главная цель, ради которой задумывалась долгосрочная стратегия развития МСП, — увеличение их вклада в экономику страны. В большинстве развитых государств доля малых и средних предприятий в национальном ВВП превышает 50%. Например, по данным Института экономики роста, в Великобритании она составляет 51%, в Германии — 53%, в Австралии и Швеции — по 58%, в Израиле и Финляндии — по 60%.

Доля МСП во внешнем валовом продукте России оценивалась в документе в размере «около одной пятой». Ее двукратное увеличение — до 40% — было определено «стратегическим ориентиром». Для достижения этой цели к 2030 году в программу закладывался ежегодный рост показателя на «1% и более». В марте 2018 года об этих планах напомнил президент Владимир Путин, отметив в своем послании Федеральному собранию, что к 2025 году вклад МСП во внешний валовый продукт «должен приблизиться к 40%».

Примечательно, что в России до текущего года такой показатель официально вообще не подсчитывался. В январе Росстат опубликовал его впервые за свою практику — по итогам 2017 года он составил близкие к исходной «одной пятой» 21,9%, при этом данных за 2018 год еще нет. Ранее ближайшим аналогом в официальной статистике была «доля валовой добавленной стоимости МСП в ВВП», рассчитываемая Минэкономразвития. В 2015 году она составляла 19,9%, а в 2016 году — 21,6%.

Источник https://school.kontur.ru/publications/298

Источник https://www.buhonline.ru/pub/ip/2020/2/15412_kriterii-malogo-predpriyatiya-v-2022-godu

Источник https://incrussia.ru/understand/razmer-imeet-znachenie-na-chto-okazalsya-sposoben-malyj-i-srednij-biznes-v-rossii/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: