Госдума одобрила реформу инвестиций граждан на бирже

 

Госдума одобрила реформу инвестиций граждан на бирже

Новички на фондовом рынке смогут покупать сложные инструменты только после тестирования. Так ЦБ хочет защитить розничных инвесторов от рисков. Участники рынка опасаются, что закон подтолкнет клиентов к иностранным брокерам

Фото: Сергей Коньков / ТАСС

Госдума приняла в третьем чтении поправки в закон «О рынке ценных бумаг», которые ограничат доступ начинающих инвесторов к иностранным акциям и сложным инструментам. Закон вступит в силу с 1 апреля 2022 года.

Законопроект, который еще должен пройти чтение в Совете Федерации, введет в законодательство понятие неквалифицированного инвестора. По умолчанию таковыми будут считаться новички на фондовом рынке. Сейчас такой градации нет, но есть возможность получить статус квалифицированного инвестора, чтобы вкладывать в сложные структурные инструменты и ценные бумаги, которые не представлены на российских биржах. А чтобы стать квалифицированным инвестором, нужно либо владеть активами более чем на 6 млн руб., либо иметь экономическое образование, либо совершить в течение года сделки с ценными бумагами более чем на 6 млн руб.

Новый подход

Требований для неквалифицированных инвесторов не будет, но и инвестировать они смогут только в наиболее защищенные активы. Это акции из котировальных списков бирж (наиболее ликвидные бумаги), простые облигации российских эмитентов, ОФЗ, паи открытых и интервальных биржевых ПИФов, ряд наиболее надежных иностранных облигаций. Для неквалифицированных игроков также будут доступны иностранные бумаги, входящие в индексы, перечень которых определен Банком России. Предварительный список содержит 40 индексов, среди них есть американские NASDAQ-100, S&P 500 и Dow, британский FTSE и т.д.

Брокеры неоднократно выступали с критикой планов ЦБ, настаивая, что те не защищают инвесторов от серьезных угроз, но при этом ограничивают для них право выбора инструментов для вложений. Изменения приведут к тому, что часть иностранных ценных бумаг, обращающихся на биржах, и практически все внебиржевые срочные продукты будут недоступны инвесторам, которые не являются квалифицированными, объясняет директор по юридическим вопросам ФГ «БКС» Марина Цамалаидзе: этим рынок «не очень доволен», поскольку такие иностранные ценные бумаги по большей части «являются надежными».

Фото:Владимир Астапкович / РИА Новости

Доступ к остальным иностранным бумагам, договорам РЕПО, производным финансовым и структурным инструментам инвестор получит после прохождения тестирования у брокера или другого участника финансового рынка. Формат тестирования еще не разработан, но, как следует из законопроекта, вопросы должны быть составлены таким образом, чтобы «ответы на них могли оценить опыт и знания» клиента, а также свидетельствовать о том, что инвестор «в состоянии оценить риски с учетом характера предполагаемых сделок». «Если вы покупаете какую-то иностранную ценную бумагу, которая предполагает самостоятельную уплату налога на доход по такой ценной бумаге, клиент должен продемонстрировать понимание, что он должен этот налог заплатить», — объяснял задачи тестирования первый зампред ЦБ Сергей Швецов.

Участники рынка, которые нарушат процедуру тестирования, в случае необходимости должны будут выкупить приобретенный клиентом финансовый инструмент. Клиенты брокеров, провалившие тестирование, смогут обратиться к праву «последнего слова», позволяющему вложить до 100 тыс. руб. в любую сделку. В этом случае брокер должен будет предупредить такого клиента о рисках.

Квалифицированные инвесторы, признанные таковыми до вступления закона в силу (1 апреля 2022 года), сохранят свой статус. Тестирование можно будет не проводить и тем, кто до дня вступления нового закона в силу уже совершал подобные сложные сделки.

Фото:Екатерина Кузьмина / РБК

Инициатор изменений — Центральный банк, выступающий за то, чтобы защитить неквалифицированных инвесторов. «Здесь не будет запрета, здесь будет некая процедура допуска, которая позволит самого же инвестора защитить от потенциальных рисков, а такие риски, к сожалению, бывают», — объясняла логику законопроекта председатель ЦБ Эльвира Набиуллина в июне.

В последние годы начался заметный приток частных инвесторов на фондовый рынок: в мае Московская биржа отчиталась о том, что уже более 5,1 млн человек открыли свои брокерские счета. За пять месяцев 2020 года объем операций физических лиц с акциями в сравнении с тем же периодом 2019-го увеличился более чем в 2,5 раза, до 7,9 трлн руб. Приток инвесторов происходит на фоне смягчения денежно-кредитной политики ЦБ: ключевая ставка сейчас находится на рекордно низком уровне — 4,5%, а вслед за ней снижаются и ставки по вкладам.

Фото:Ярослав Чингаев / ТАСС

ЦБ против брокеров

Законопроект был принят в первом чтении в мае 2019 года и затем разные его версии, которые отличались жесткостью ограничений, обсуждались до начала нынешнего лета. Так, в одной из прошлогодних версий законопроекта, сумма сделки по праву «последнего слова» не превышала 50 тыс. руб., а иностранные акции и вовсе не были доступны неквалифицированным инвесторам. Более того, в первых версиях законопроекта вводились четыре категории инвесторов, но ЦБ согласился упростить регулирование, а затем поддержал ряд предложений участников рынка, просивших вводить как можно меньше новых ограничений.

«Успокоить регулятора»

«Проект закона предполагает, что тестовые вопросы и порядок проведения тестирования будут прописаны в базовых стандартах по защите прав потребителей, разработанных СРО на финансовых рынках. Банк России определяет требования к содержанию таких стандартов. Регулятор и СРО начали первые обсуждения этого вопроса», — сообщил РБК представитель ЦБ. Так как стандарты должны быть приняты к 1 апреля 2022 года, у профессионального сообщества и ЦБ «будет достаточно времени, чтобы определиться с подходами к проведению тестирования», добавил он.

«Текущая версия законопроекта вполне сбалансирована, делает возможным развитие рынка и не вредит, как это произошло бы, если бы был принят первоначальный вариант законопроекта», — сказал РБК глава Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексей Тимофеев. По его словам, тема иностранных акций живо обсуждалась, потому что рынок отечественных бумаг практически не развивается, а инструментов, подходящих неквалифицированным инвесторам, не так много.

«Пригласив больше 5,5 млн инвесторов, мы рисковали тем, что они не найдут необходимых инструментов и тогда бенефициарами наших усилий станет иностранная инфраструктура и индустрия. Сейчас, когда в России сформировался внутренний рынок иностранных ценных бумаг, мы об этом меньше беспокоимся и при этом не сомневаемся в том, что главным спросом будут пользоваться именно отечественные инструменты», — отметил Тимофеев.

В конце апреля НАУФОР и Национальная финансовая ассоциация (НФА) направили в ЦБ образцы тестов по тем группам инструментов, по каким с ЦБ не было разногласий. По словам Тимофеева, ассоциации предложили Центробанку сгруппировать вопросы по типу финансовых инструментов — всего сделать семь-восемь групп, где в каждой не более семи вопросов. Вопросы будут публичными. «У компаний будет возможность задавать дополнительные вопросы к предусмотренным стандартом», — добавил он.

Законопроект стал более компромиссным, признает руководитель департамента по работе с ключевыми и корпоративными клиентами ГК «ФИНАМ» Александр Бирман, но он скорее призван «успокоить» регулятора, чем реально защитить российских инвесторов от недобросовестных практик.

«Скорее всего, аттестация не будет мотивировать клиентов к повышению финансовой грамотности», — говорит Бирман, добавляя, что «ответы на тестовые вопросы быстро окажутся в свободном доступе, проконтролировать это будет сложно, в итоге есть все риски выхолащивания самой идеи квалификации». Аттестация, по словам Бирмана, может стать дополнительным барьером, из-за которого клиенты «пойдут за инвестиционными решениями в иностранные компании, а в худшем случае даже могут попасть в лапы финансовых мошенников».

Читать статью  Международно-правовые способы защиты иностранных инвестиций

Нелогичной выглядит концепция «последнего слова», считает Цамалаидзе из БКС: «Даже если клиент формально не соответствует критериям квалифицированного, но по сути таковым является и неплохо разбирается в продукте, он не сможет купить такой продукт более чем на 100 тыс. руб. и еще охотнее уйдет в другую юрисдикцию».

СЗПК: Новый инструмент поощрения инвестиций в России

СЗПК: Новый инструмент поощрения инвестиций в России

1 апреля был опубликован новый закон о защите и поощрении капиталовложений. Его главное нововведение – стабилизационная оговорка. Инвесторы получают возможность реализовывать инвестиционные проекты, основываясь на гарантии государства не применять акты, которые могут ухудшить их положение. Об основных нюансах нового инструмента поддержки инвестиций рассказали советник Олег Ушаков и младший юрист Дмитрий Кабанов из практики банковского и финансового права, рынков капитала АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».

История вопроса

Уже в июле 2020 года должен быть запущен национальный план восстановления экономики. На момент подготовки статьи его текст не был опубликован, однако исходя из проекта плана, а также заявлений, сделанных чиновниками, теме инвестиций отводится серьезная роль.

Тема на слуху уже не первый год. В марте 2018 года Президент РФ Владимир Путин дал поручение Правительству совместно с Банком России разработать план действий по ускорению темпов роста инвестиций и их доли в валовом внутреннем продукте. В том же году Минфин России разработал и направил в РСПП проект закона «О защите и поощрении капиталовложений в России». В октябре 2018 года министр финансов РФ А.Г. Силуанов анонсировал проект закона на совещании глав регионов в Казани. Предполагалось, что принятие такого закона улучшит инвестиционный климат и придаст импульс развитию экономики страны.

В докладе бизнес-омбудсмена Президенту говорилось о необходимости данного закона: «согласно закону «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», принятому еще в 1998 году, права субъектов инвестиционной деятельности, с которыми заключаются госконтракты, являются стабильными и сохраняют свою силу на весь срок их действия. Но де-факто стабильных условий инвестор не получает. В инвестиционных соглашениях предполагается, что бюджет выступит в качестве гаранта: если условия будут нарушены, бюджет компенсирует инвесторам ущерб от изменения условий».

Позднее, в сентябре 2019 года вице-премьер Д. Козак представил свой проект закона «О поощрении и защите частной инвестиционной деятельности в России», довольно сильно отличающийся от законопроекта Минфина России.

Спустя примерно месяц после внесения в Государственную Думу в первом чтении была принята минфиновская версия законопроекта, получившего наименование «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации». Однако после этого законопроект опять «увяз» в обсуждениях, поскольку многих не устраивал предмет его регулирования (в частности, законопроект серьезно затрагивал концессионные соглашения и соглашения ГЧП/МЧП, унифицировал формы государственной поддержки и т.д.).

В результате была принята компромиссная версия закона. Однако его опубликование 1 апреля текущего года на фоне разгоревшейся пандемии осталось во многом незамеченным. И вот теперь тема инвестиций вновь на повестке дня, правда, уже в несколько иных обстоятельствах.

Стабилизационная оговорка – основной предмет нового закона

Какие же меры поддержки инвестиций предусмотрены новым законом?

Основная новелла заключается в следующем: между организацией, реализующей инвестиционный проект (ОРП), с одной стороны, и одним или несколькими публично-правовыми образованиями, с другой стороны, может быть заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), в соответствии с которым публичная сторона гарантирует частной стороне неприменение актов, которые могут ухудшить реализацию инвестиционного проекта (стабилизационная оговорка).

Так, например, если основная ставка налога на прибыль на дату заключения СЗПК составляет 20%, то даже в случае ее повышения в отношении всех налогоплательщиков для ОРП она все равно останется на уровне 20% (в отношении прибыли, генерируемой инвестиционным проектом).

Не подлежат применению также акты, которые увеличивают сроки или количество процедур, необходимых для реализации инвестиционного проекта.

Каждое публично-правовое образование отвечает за неприменение «своих» актов: Российская Федерация – за федеральные, субъекты РФ – за региональные, муниципалитеты – за местные.

В данном случае важно понимать, что СЗПК – это не договор о совместном с государством ведении бизнеса, это, прежде всего, стабилизация законодательства. Как будет показано ниже, инвестор должен быть заинтересованным в реализации инвестиционного проекта и без такой стабилизации; однако если она предоставляется, это, безусловно, будет в помощь.

Требования к ОРП

В качестве ОРП может выступать любое российское юридическое лицо, в том числе проектная компания (за исключением государственных и муниципальных учреждений, а также государственных и муниципальных унитарных предприятий). При этом под проектной компанией понимается такая ОРП, которая была специально создана для реализации инвестиционного проекта и которая соответствует совокупности следующих требований:

а) в уставе организации содержится положение о том, что предметом ее деятельности является реализация инвестиционного проекта;

б) не менее 90 процентов всей выручки организации составляет выручка, полученная организацией от реализации инвестиционного проекта.

Таким образом, например, для целей «стабилизации» налога на прибыль инвесторы могут либо создать отдельную проектную компанию, либо вести отдельный учет прибыли, поступающей от инвестиционного проекта.

Иностранные инвесторы могут участвовать в СЗПК только через участие в капитале российского юридического лица.

Требования к инвестиционным проектам

Закон предусматривает, что инвестиционный проект должен считаться новым. Для этого должно соблюдаться одно из следующих условий:

  • ОРП приняла решение об утверждении бюджета на капитальные расходы (без учета бюджета на расходы, связанные с подготовкой проектно-сметной документации, проведением проектно-изыскательских и геолого-разведочных работ) до дня вступления в силу закона, но не ранее 7 мая 2018 года и подала заявление о реализации такого проекта не позднее 31 декабря 2021 года; или
  • ОРП приняла решение об утверждении бюджета на капитальные расходы (без учета бюджета на расходы, связанные с подготовкой проектно-сметной документации, проведением проектно-изыскательских и геолого-разведочных работ) после дня вступления в силу закона и подала заявление о реализации такого проекта не позднее одного календарного года после принятия такого решения.

Если в уставе ОРП, являющегося хозяйственным обществом, отсутствует указание на то, какой орган уполномочен на принятие решения об утверждении бюджета проекта, достаточно решения единоличного исполнительного органа.

Инвестиционный проект не может осуществляться в следующих сферах деятельности:

  1. игорный бизнес;
  2. производство табачных изделий, алкогольной продукции, жидкого топлива (ограничение неприменимо к жидкому топливу, полученному из угля, а также на установках вторичной переработки нефтяного сырья согласно перечню, утверждаемому Правительством РФ);
  3. добыча сырой нефти и природного газа, в том числе попутного нефтяного газа (ограничение неприменимо к инвестиционным проектам по сжижению природного газа);
  4. оптовая и розничная торговля;
  5. деятельность финансовых организаций, поднадзорных Банку России (ограничение неприменимо к случаям выпуска ценных бумаг в целях финансирования инвестиционного проекта);
  6. строительство (модернизация, реконструкция) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), а также жилых домов.

Также закон предусматривает минимальные «пороги» инвестиций для заключения СЗПК: чем больше уровень капиталовложений, тем более широкий круг актов может стабилизироваться.

Так, например, для того, чтобы Российская Федерация могла быть стороной СЗПК, должны соблюдаться следующие условия:

Акты, подлежащие «стабилизации»

1. Акты, предусматривающие увеличение ставок вывозных таможенных пошлин

Не менее 10 миллиардов рублей

Читать статью  Гражданство Болгарии за инвестиции

2. Акты, предусматривающие увеличение ставок платы (сбора) и (или) расширение платежной базы (объектов обложения), используемых при определении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, платы за пользование водными объектами, утилизационного сбора, экологического сбора, подлежащих уплате в бюджеты бюджетной системы РФ

3. Акты, предусматривающие увеличение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, а также изменение порядка определения и общего размера арендной платы, устанавливаемых при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов на арендуемом лесном участке

4. Акты, изменяющие сроки и (или) объемы предоставления:

1) субсидий и бюджетных инвестиций в соответствии с бюджетным законодательством РФ

2) субсидий кредитору по кредитному договору, предусматривающему предоставление ОРП кредитных средств по льготной ставке

— не менее 250 миллионов рублей для новых инвестиционных проектов, относящихся к сферам здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта;

— не менее 500 миллионов рублей для новых инвестиционных проектов в сфере цифровой экономики, экологии, сельского хозяйства;

— не менее 1,5 миллиарда рублей для новых инвестиционных проектов в сфере обрабатывающего производства;

— не менее 5 миллиардов рублей для новых инвестиционных проектов в иных сферах экономики.

5. Акты (решения) в области земельного, градостроительного и иного законодательства, указанные в п. 3 ч. 3 ст. 9 ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений…».

Следует отметить, что выше в таблице перечислены акты (решения), подлежащие стабилизации в соответствии со статьей 9 ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений…». Помимо этого, акты законодательства, подлежащие стабилизации, содержатся в Налоговом кодексе РФ. Так, согласно ст. 5 НК РФ, положения актов законодательства о налогах и сборах, в том числе в части введения новых налогов и (или) сборов, вступившие в силу после даты включения в реестр соглашений сведений о заключении СЗПК, не применяются в части правоотношений, связанных с исполнением такого СЗПК (т.е. в отношении инвестиционного проекта). Конкретный перечень таких актов зависит от того, какие публичные субъекты являются сторонами СЗПК.

Максимальный срок применения стабилизационной оговорки также зависит от объема капиталовложений:

Максимальный срок применения стабилизационной оговорки

Объем капиталовложений ОРП

До 5 млрд. рублей

От 5 до 10 млрд. рублей

От 10 млрд. рублей

Процедура заключения СЗПК

Помимо стандартной конкурсной процедуры, закон устанавливает, что при соблюдении ряда формальных требований СЗПК заключается в заявительном порядке. Иными словами, публичная сторона не может отказать в заключении СЗПК, если соблюдаются все предусмотренные законом условия.

Муниципальное образование может стать стороной СЗПК на добровольной основе; согласие уполномоченного органа местного самоуправления на заключение СЗПК может быть предоставлено в комплекте документов при подаче заявки ОРП на заключение соглашения.

До 1 апреля 2021 года СЗПК может заключаться на бумажном носителе; при этом его обязательной стороной должна быть Российская Федерация. К указанной дате должна быть создана государственная информационная система «Капиталовложения». Соответственно, после 1 апреля 2021 года соглашения о защите и поощрении капиталовложений будут заключаться в электронном виде, а подписываться — усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом соглашение в любом случае вступает в силу с даты его регистрации Федеральным казначейством.

Ответственность сторон и расторжение договора

Закон предусматривает ответственность организации, реализующей проект, за нарушение СЗПК, только если ОРП в ходе реализации инвестиционного проекта получит бюджетные средства. В остальных случаях, по сути, единственным негативным последствием незавершения проекта (или просрочки в его реализации) является возможность публичной стороны расторгнуть договор, по общему правилу, в судебном порядке; при этом взимание каких-либо штрафов с ОРП не предполагается. Допускается также расторжение СЗПК во внесудебном порядке при наступлении любого из следующих условий: если в отношении ОРП открыто конкурсное производство в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», или если принято решение о ликвидации ОРП.

Таким образом, законодатель дает инвестору право на предпринимательский риск. Государство тоже, по сути, ничего не теряет: если представить, что инвестиционный проект не был запущен, то не было бы и уплаченных от его реализации налогов. Таким образом, нельзя говорить о недоуплаченных налогах вследствие стабилизации законодательства.

Ответственность публично-правовых образований

Публично-правовое образование несет ответственность перед организацией, реализующей проект, за применение в отношении ОРП актов (решений) без учета стабилизационной оговорки, а также, например, в случае нарушения сроков и (или) объемов предоставления «обещанных» субсидий и бюджетных инвестиций.

Ответственность публично-правового образования, по общему правилу, ограничена реальным ущербом. Методика его определения должна быть определена Правительством РФ. При этом объем реального ущерба (в совокупности с объемом мер поддержки, предоставленных в соответствии с законом) не может превышать размера обязательных платежей, исчисленных ОРП для уплаты в соответствующие бюджеты публично-правовых образований, являющихся сторонами СЗПК, в связи с реализацией инвестиционного проекта.

Дополнительно закон ограничивает возможность взыскания с публично-правового образования реального ущерба, предусматривая, что условием предъявления соответствующего иска является фактичекски реализация инвестиционного проекта (например, одним из таких условий является введение в эксплуатацию всех объектов недвижимости, предусмотренных проектом).

Таким образом, как отмечалось выше, инвестор должен быть действительно заинтересован в реализации инвестиционного проекта и при отсутствии СЗПК. Как видим, перспектива взыскания ущерба с публичной стороны является несколько отдаленной. В то же время, сама возможность взыскания такого ущерба, тем не менее, будет сдерживать публичную сторону от нарушений условия соглашения.

Меры государственной поддержки

Закон предусматривает, что в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, ОРП могут быть возмещены затраты:

  1. на создание (строительство), модернизацию и (или) реконструкцию объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в том числе на реконструкцию объектов инфраструктуры, находящихся в государственной (муниципальной) собственности;
  2. на уплату процентов по кредитам и займам, купонного дохода по облигационным займам, привлеченным для создания (строительства), модернизации и (или) реконструкции объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в том числе на реконструкцию объектов инфраструктуры, находящихся в государственной (муниципальной) собственности.

Предельный объем возмещаемых затрат, указанных выше, не может превышать:

  • 50 процентов фактически понесенных затрат для объектов обеспечивающей инфраструктуры;
  • 100 процентов фактически понесенных затрат для объектов сопутствующей инфраструктуры.

Кроме того, как было указано выше, объем возмещаемых затрат в совокупности с объемом реального ущерба не может превышать размера вышеуказанных обязательных платежей, исчисленных организацией, реализующей проект, для уплаты в бюджеты публично-правовых образований, являющихся сторонами СЗПК.

Организации, реализующей проект, заключившей соглашение о защите и поощрении капиталовложений, могут быть предоставлены меры государственной поддержки, не предусмотренные ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений». При этом объем мер государственной поддержки, за исключением объема мер государственной поддержки, указанных в законе, не должен превышать объем капитальных вложений, направляемых на реализацию нового инвестиционного проекта, в отношении которого заключено СЗПК.

Под капитальными вложениями в данном случае понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Авторы:

Олег Ушаков
советник АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»

Инвестиции и инвестиционная деятельность: определение и виды

Открытие депозита в банке или оплата обучения — это вклад в будущее или инвестиции. Как их определяет закон и кто такой инвестор — в статье.

Инвестиции и инвестиционная деятельность: определение и виды

Инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Читать статью  Инвестиционный консультант

Инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Виды инвестиций

Закон определяет инвестиции максимально широко. Если человек покупает иностранную валюту — это инвестиции. Вклад в банке, покупка квартиры для перепродажи или сдачи, покупка ценных бумаг, вложения в компании — все это инвестиции. Хотя в тратах на образование, «зеленую экономику» и медицину не всегда есть прямая выгода в виде прибыли, они тоже считаются инвестициями, потому что направлены на улучшение качества жизни.

Инвестиции можно условно разделить по объекту:

  • Реальные — покупка квартир, земельных участков, станков и производственных линий, машин и т. д. Сюда же входят произведения искусства, антиквариат, коллекционные монеты. Инвестор может вкладывать средства напрямую в капитал компании.
  • Финансовые — покупка ценных бумаг, валюты, драгоценных металлов и сырья.
  • Нефинансовые — вложение в изобретения, технологии, патенты. Например, покупку франшизы можно считать нефинансовыми инвестициями.
  • Интеллектуальные — вложения в образование.

Инвесторы часто разделяют инвестиции по времени вложения:

  • Краткосрочные — до года.
  • Среднесрочные — на 1–3 года.
  • Долгосрочные — больше трех лет.

Именно сроком получения прибыли инвестиции отличаются от трейдинга, торговли на бирже. Трейдер может купить акции и продать их уже через пару часов, а инвестор чаще всего ждет прибыли несколько лет. Остальные различия — в статье «Инвестирование и трейдинг: в чем разница».

Кто может инвестировать

Инвестировать может кто угодно — государственные и муниципальные организации, частные компании и обычные люди. Чаще всего отличаются масштабы и цели инвестирования.

Государство развивает экономику, оно может вложиться в инфраструктурные проекты — например, в строительство нового моста или электростанции. Компании сосредоточены на развитии бизнеса. Чаще всего это реальные инвестиции в производство или исследование новых технологий.

Частные инвесторы хотят увеличить капитал или получать стабильный пассивный доход. Поэтому они покупают ценные бумаги или открывают вклады в банках.

Инвестиции на финансовом рынке

Инвестиции могут быть практически любыми, но на фондовом рынке под ними понимают именно вложения в ценные бумаги, покупку валюты и драгоценных металлов.

Ценные бумаги — это акции, облигации, паи инвестиционных фондов и другие инструменты фондового рынка, которые можно купить на бирже. В России их две — Московская и СПБ Биржа. Подробнее о биржах — в статье «Биржа: как она устроена и что там купить».

Физическое лицо по закону не может напрямую торговать ценными бумагами на бирже, и ему нужна помощь посредника — брокера. Поэтому чтобы начать инвестировать в ценные бумаги, нужно открыть брокерский или индивидуальный инвестиционный счет.

Доходность и риски инвестиций

Ценные бумаги и другие инвестиции не застрахованы, поэтому инвестор может потерять весь капитал. Например, если обанкротится компания, которая выпустила акции. При этом обычное накопление тоже может стать причиной потери денег — они могут обесцениться из-за инфляции.

Доходность — показывает, сколько процентов принесет вложение средств за определенный период. Чаще всего ее считают по результату года. Например, акции выросли на 20%, вклад под 5% годовых, квартира подорожала на 12%.

Риск — показывает процент капитала, который может потерять инвестор. Например, вклады в России застрахованы до 1,4 млн рублей. Если разместить во вклады миллион рублей в банке, являющемся участником системы страхования вкладов, риск практически нулевой.

Чем выше доходность, тем выше риск. Самые безопасные и низкодоходные инвестиции — это банковские вклады. Часто их доходность ниже инфляции. Одни из самых рисковых инвестиций — вложение в стартапы на ранней стадии развития. Можно получить прибыль от вложений в десять раз, но также легко все потерять.

Диверсификация инвестиционного портфеля

Диверсификация — это распределение капитала в разные активы для снижения риска. Например, если инвестор владеет акциями одной компании и она обанкротится, то он потеряет 100% капитала. А если он покупает ценные бумаги сразу 20 компаний, то при банкротстве одной потеряет только часть своего капитала.

Диверсификация может быть нескольких видов. Диверсификация по типам активов. Инвестор покупает разные ценные бумаги — акции, облигации, паи фондов, инвестирует в золото, недвижимость и сырьевые товары. Обычно выбирают активы, стоимость которых не зависит от одних и тех же причин. Например в финансовые кризисы растет золото и сырье, а акции падают.

Диверсификация по отраслям экономики. Выбирается несколько различных активов в разных секторах экономики. Например, акции компаний по добыче нефти, маркетплейсов, облигации банков и ИТ-компаний.

Диверсификация по эмитентам. Даже в одной отрасли лучше распределить капитал по эмитентам — например, выбрать акции нескольких российских и зарубежных компаний в ИТ-секторе, чтобы портфель не зависел от страны или валюты.

Кратко

  • Инвестиции — это вложение активов для получения прибыли или полезного эффекта. Инвестировать может кто угодно, различаются цели, масштабы и возможные инструменты.

Данный справочный и аналитический материал подготовлен компанией ООО «Ньютон Инвестиции» исключительно в информационных целях. Оценки, прогнозы в отношении финансовых инструментов, изменении их стоимости являются выражением мнения, сформированного в результате аналитических исследований сотрудников ООО «Ньютон Инвестиции», не являются и не могут толковаться в качестве гарантий или обещаний получения дохода от инвестирования в упомянутые финансовые инструменты. Не является рекламой ценных бумаг. Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией и предложением финансовых инструментов. Несмотря на всю тщательность подготовки информационных материалов, ООО «Ньютон Инвестиции» не гарантирует и не несет ответственности за их точность, полноту и достоверность.

Артем Тюрин

Артем Тюрин

Читайте также

  • Регистрация
  • Вход
  • Блог
  • Справка
  • Соглашение
  • О компании
  • Раскрытие информации
  • Контактная информация
  • Продукты партнёров
  • Получателям финансовых услуг
  • Информация депозитария
  • Карта сайта
  • Подписка «Огонь»
  • Демосчет
  • Безопасность
  • Куда вложить
  • Каталог

Общество с ограниченной ответственностью «Ньютон Инвестиции» осуществляет деятельность на основании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности №045-14007-100000, выданной Банком России 25.01.2017, а также лицензии на осуществление дилерской деятельности №045-14084-010000, лицензии на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами №045-14085-001000 и лицензии на осуществление депозитарной деятельности №045-14086-000100, выданных Банком России 08.04.2020. ООО «Ньютон Инвестиции» не гарантирует доход, на который рассчитывает инвестор, при условии использования предоставленной информации для принятия инвестиционных решений. Представленная информация не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Во всех случаях решение о выборе финансового инструмента либо совершении операции принимается инвестором самостоятельно. ООО «Ньютон Инвестиции» не несёт ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в представленной информации.

С целью оптимизации работы нашего веб-сайта и его постоянного обновления ООО «Ньютон Инвестиции» используют Cookies (куки-файлы), а также сервис Яндекс.Метрика для статистического анализа данных о посещениях настоящего веб-сайта. Продолжая использовать наш веб-сайт, вы соглашаетесь на использование куки-файлов, указанного сервиса и на обработку своих персональных данных в соответствии с «Политикой конфиденциальности» в отношении обработки персональных данных на сайте, а также с реализуемыми ООО «Ньютон Инвестиции» требованиями к защите персональных данных обрабатываемых на нашем сайте. Куки-файлы — это небольшие файлы, которые сохраняются на жестком диске вашего устройства. Они облегчают навигацию и делают посещение сайта более удобным. Если вы не хотите использовать куки-файлы, измените настройки браузера.

Условия обслуживания могут быть изменены брокером в одностороннем порядке в любое время в соответствии с условиями регламента брокерского обслуживания. Клиент обязан самостоятельно обращаться на сайт брокера за сведениями об изменениях, произведенных в регламенте брокерского обслуживания и несет все риски в полном объеме, связанные с неполучением или несвоевременным получением сведений в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения указанной обязанности.

Источник https://www.rbc.ru/finances/21/07/2020/5f1044fc9a7947c9e75524cc

Источник https://pravo.ru/story/223639/

Источник https://gazprombank.investments/blog/questions/investactivity/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: