Закон 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях» в новой редакции

 

Содержание

Закон 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях» в новой редакции

Первая попытка ФЗ узаконить участие инвестиций от заграничного капитала была предпринята в России в 1991 г. Она была направлена на решение вполне конкретных задач. Сейчас специалисты оценивают акты того времени, как имеющие целью упростить ввод-вывод нелегальных средств. В более привычном виде ФЗ «Об иностранных инвестициях» появился только в 1999 г. Последние же изменения в «Иностранные вклады» были внесены 31.05.18.

ФЗ об иностранных инвестициях в Российской Федерации

Регулируемые иностранные отношения и основные понятия

ФЗ«Об иностранных инвестициях в РФ» гарантирует права для инвестиций заграничных вкладчиков в РФ, условия их работы. В акте отмечено, что он направлен не только на привлечение, но и качественное применение ресурсов внутренней экономики. А именно: денег, технологий, инновационного опыт.

Отношениям, регулирующим акт ФЗ и его понятия, посвящены первые две статьи документа:

  1. ФЗ для иностранного капитала не действителен для инвестиций банковской и страховой сферы, порядка регистрации, работы и ликвидации фирм соответствующей направленности, исключая строго оговорённые ситуации.
  2. Не подпадают под ФЗ и инвестиции некоммерческих структур, если работа их является полезной для общества. Например, научно-образовательная, религиозная или благотворительная деятельность.
  3. Также документ не действует в отношении резидентов территорий, имеющих статус особых экономзон и ведущих туристскую, производственную, внедренческую работу.
  4. Под владельцем инвестиций в ФЗ понимается иностранное юрлицо. Его правоспособность должна подтверждаться юрисдикцией, где создана компания. Это касается и организаций, без статуса юрлица и граждан. Исключения составляют зарубежные компании, контролируемые россиянами. Инвестиции может делать и государство.
  5. Инвестиция — капитал, самостоятельно вкладываемый субъектом в объект юрисдикции РФ. Это могут быть ЦБ, права имущественного характера, интеллектуальная собственность.
  6. Инвестиция обычно прямая. Она должна заключаться в приобретении доли в компании, финпотоки в основные фонды, участие в лизинговых контрактах.
  7. Проект — подразумевает ТЭО целесообразности заявленной деятельности, подтверждённое сметными документами. В нем указывается временной период инвестиции.
  8. Приоритетный проект предполагает вложение в рублях не меньше 1 миллиарда либо же вклад в УК не меньше 0,1 миллиарда.
  9. Срок окупаемости по ФЗ определяется как время с первого дня реального финансирования до получения чистой прибыли (с учётом всех обязательных отчислений).

Здесь вводится понятие контролируемого лица. Это организация, находящаяся в собственности гражданина РФ. Либо же гражданин вправе принимать в ней руководящие вердикты. Этот субъект и становится лицом контролирующим.

Права и гарантии: особенности работы с иностранными вкладчиками

Стандарты ФЗ«Об иностранных инвестициях» декларируют права владельцев инвестиций, компаний зарубежных вкладчиков, пользователей доходной части. Отмечено, зарубежный представитель может рассчитывать на равные с отечественными фирмами условия. Исключения из общего правила оговорены отдельно.

Различия структур и общие правила ФЗ для иностранных контрагентов

Акт ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» декларирует различия в правах между инвесторами, их филиалами, дочерними компаниями. Такой подход ФЗ объясняется тем, что организации разной формы имеют отличающиеся уровни ответственности. Об этом говорится в четвертой статье акта. Далее, для инвесторов устанавливаются общие гарантии.

Положения ФЗ об иностранных вкладах гласят:

  1. Ограничительные изъятия по ФЗ допустимы в интересах защиты конституционного порядка, безопасности, а также обороны России. Либо же имеют цели оберегания нравственности, правовых интересов граждан и их здоровья.
  2. Иностранный инвестор, работающий на коммерческой основе, отвечает по принятым обязательствам, может осуществлять деятельность через дочерние структуры или представительство. Указанные подразделения должны иметь аккредитацию установленного стандарта.
  3. Филиалы фирмы с зарубежными фининвестициями не вправе пользоваться особыми режимами по защите, льготам или гарантиям. Зато это вправе получать вкладчик, участвующий в УК.
  4. Компания РФ по ФЗ облекается особым статусом, когда официально принимает инвестора.
  5. Владелец инвестиций вправе делегировать свои юрправа и обязанности иному лицу в рамках, установленных ГК РФ. Кроме этого, передача прав становится обязанностью, если такое решение вынес суд.
  6. В том случае, когда зарубежная юрисдикция оплачивает гарантии, адресованные владельцу иностранных инвестиций и эта юрисдикция получает права вкладчика, то уступка такого требования отвечает ноте закона.
  7. Имущество вкладчика по ФЗ недопустимо изымать принудительно, если только момент не оговорён в контракте или законодательном акте.
  8. Реквизиция, а также национализация сопровождается компенсацией владельцу инвестиций стоимости имущества. Когда обстоятельства изменяются, вкладчик по суду вправе добиться возврата. Тогда он должен будет вернуть компенсацию за имущество.

Льготы инвестициям определяются исходя из интересов развития государства. В первую очередь, речь в ФЗ идёт о социальных и экономических направлениях деятельности. Чтобы получить преференции, необходимо доказать пользу, которую приносит деятельность.

Стабильность и санкции для иностранных участников

Гарантиям посвящено большое число статей Закона 160 ФЗ (в частности, это также шестая и девятая). Серьёзный подход говорит о заинтересованности государства в привлечении в страну реальных инвестиций. Но России нужны серьёзные международные игроки. Поэтому здесь же указывается и на санкции, которые будут применены в случае нарушений.

Закон 160-ФЗ Об иностранных инвестициях

Иностранному капиталу необходимо знать:

  1. В том случае, когда на иностранный капитал растёт налоговая нагрузка (из-за изменения законов, повышения сборов), инвестор по ФЗ вправе рассчитывать на работу по критериям, существовавшим ранее. Его деятельность при этом должна быть признана целевой, направленной на приоритетные бизнес-проекты.
  2. Стабильность гарантируется на время пока инвестпроект окупается. Но этот период ограничен семью годами с момента финансирования. Дифференцировать временной лимит имеет право Правительство РФ.
  3. Семилетний срок продлевается ФЗ в исключительных обстоятельствах. Это возможно в рамках крупных производственных и логистических бизнес-проектов
  4. Правительство оценивает работу владельца инвестиций, основываясь на анализе поступления взносов федуровня, действующего режима ограничений.
  5. Также оно утверждает порядок работы с первоочередными инвестпроектами, начиная с их регистрации; контролирует их исполнение, соблюдение установленных сроков.
  6. Неисполнение иностранным участником рынка обязательств по инвестициям влечёт санкцию в виде лишения льгот. Более того, разница, которая не уплачена в льготный период, взыскивается в бюджет.
  7. Сделки, осуществляемые иностранными государствами, международными структурами или подконтрольными компаниями, в результате которых игрокам отходит более четверти УК фирмы, контролирующих его голосов, должны предварительно согласовываться. Такой же подход ФЗ применяется и в том случае, когда заграничные инвесторы могут получить косвенный контроль над блокирующим пакетом акций.
  8. Предварительное согласование должен получить и иностранный инвестор, вкладывающийся в производство, которое может иметь стратегическую важность для безопасности РФ, обороны. В отношении этого пункта инвестором признается и россиянин, имеющий двойное гражданство.

Санкции для инвестиций могут быть и более существенными. Жёсткость их зависит от серьёзности и количества нарушений. Но в целом они мало чем отличаются от тех, которые грозят обычно российским игрокам рынка.

Тонкости открытия иностранных филиалов

В ФЗ 160 об иностранных инвестициях особое внимание уделено филиалам инвесторов; особенно тем из них, которые ведут деятельность в области авиации. Это как раз та отрасль, которая является стратегической. Негативные процессы в ней несут реальную угрозу безопасности России и её граждан.

Правила и особенности деятельности иностранных филиалов прописаны в ст. 21 документа:

  1. Филиал открывается в РФ и прекращает работу по решению инвестора.
  2. Госконтроль за созданием такого подразделения ведётся через процедуру аккредитации. Она осуществляется уполномоченным на то Правительством РФ органом федуровня. Все последующие решения по инвестициям (изменения, закрытие) принимаются этой же властной структурой.
  3. В течение года после решения создать представительство, открыть дочернее подразделение, финвкладчик должен по ФЗ оформить спецзаявление. Этот документ должен включать и данные о числе иностранных работников, задействованных в России. Данные о сотрудниках обязательно заверяются Торгово-Промышленной палатой РФ.
  4. Аккредитация от ФЗ иностранному подразделению или представительству, работающего в гражданской авиации, выдаётся, если предоставлен полный пакет документов, когда не превышен срок их подачи.
  5. Также аккредитация не будет произведена в том случае, если бумаги оформлены не по стандарту.
  6. Не получит от ФЗ разрешения инвестор, если в его учредительных и иных бумагах будут выявлены ложные данные.
  7. Разрешение иностранному капиталу не будет выдано, если цели образования филиала будут признаны противоречащими Конституции РФ, иному акту РФ, международным нормам.
  8. Нельзя будет открыть подструктуру, если цели её будут угрожать суверенитету, нацинтересам, территориальной независимости и неприкосновенности РФ.

Открытые дочерние структуры по ФЗ должны неукоснительно блюсти законы РФ. При выявлении грубых нарушений деятельность их может быть прекращена решениями органов РФ.

Принципы госполитики относительно иностранных инвестиций

Важные положения ФЗ 160 публикуются в ст. 23. Они касаются госполитики относительно инвестиций. Речь здесь идёт и о разработке подходов к ней, и о непосредственной реализации Правительством РФ поставленных задач по международному сотрудничеству.

Согласно ст. 23 документа Правительство России решает такие задачи иностранных вкладчиков:

  1. ФЗ анализирует целесообразность для иностранных вкладчиков запретов, ограничений, которые связаны с зарубежными инвестициями; готовит законопроекты с перечнями таких санкций.
  2. Устанавливает контрольные меры в отношении работы зарубежных партнёров на территории РФ.
  3. Определяет реестр первоочередных иностранных бизнес-проектов.
  4. Обеспечивает внедрение программ федуровня для привлечения инвестиций.
  5. Работает над привлечением инвестзаймов для финансирования фонда развития РФ.
  6. Взаимодействует с регионами РФ в отношении развития международного партнёрства в плоскости иностранных инвестиций.
  7. Контролирует предварительный этап и подписание инвестсоглашений с зарубежными партнёрами о запуске крупномасштабных бизнес-проектов.

Также ФЗ Правительства России контролирует оформление и подписание международных контрактов по инвестзащите.

Новая версия 160 ФЗ придаёт международному финсотрудничеству и программам инвестиций новые принципы. Они направлены на укрепление национальной валюты — рубля, повышение престижа России в целом. Даже международные специалисты отмечают, что это акт уважающего себя государства.

Читать статью  Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ (ред. от 20.07.2020) «Об инвестиционных фондах» (с изм. и доп, вступ. в силу с 01.02.2021)

Вы планируете построить работу с инвестициями иностранного партнёра?

Закон об иностранных инвестициях: содержание, нюансы и пояснения

В последнее время часто можно столкнуться с таким понятием, как иностранные инвестиции. Оно подразумевает под собой имущественные или интеллектуальные ценности, которые созданы для того, чтобы получать прибыль. Они вкладываются в разные виды деятельности предпринимателей, и в качестве вкладчиков выступают обычно иностранные инвесторы. Вклады направляются на модернизацию фондов народного хозяйства или в ценные бумаги. Это достаточно необходимые средства, которые иногда являются спасением для многих предприятий. Но перед этим нужно более подробно рассмотреть информацию про привлечение денег от иностранных вкладчиков, чтобы в дальнейшем не возникало серьезных проблем.

Закон об иностранных инвестициях

Закон об иностранных инвестициях

Что по поводу нормативного регулирования?

Как и многие другие страны, Россия сейчас пытается регулировать приток иностранного капитала. Это касается отрасли экономики. В основном чаще всего иностранным предпринимателям предоставляются огромные возможности для того, чтобы распоряжаться своими вложениями. Помимо этого, здесь устанавливаются ещё и гарантии на сохранность всех средств.

Если говорить о законе, который регулирует именно этот вопрос, необходимо вспомнить о статье 2 Гражданского кодекса. Норма распространяется на иностранных предпринимателей, а также на получение прибыли. Помимо этого, действие распространяется ещё и правоотношения, которые связаны с коммерческой деятельностью юридических лиц. Закон полностью охватывает практически все отношения, которые связаны с тем или иным предоставлением и сохранением прав по иностранному капиталу. Это касается тех инвестиций, когда человек вкладывает какую-либо сумму в бизнес-проект, который расположен на территории нашей страны.

Обратите внимание! Внесение делается в виде денег, ценных бумаг, интеллектуальной деятельности и многого другого.

Статья 2 ГК РФ

Нужно помнить, что нормы могут не действовать в некоторых ситуациях. Это касается тех случаев, когда капитал вкладывается в организации по кредитованию и страхованию, а также в любую некоммерческую деятельность.

Закон 160: что регулирует?

Действует Федеральный закон под номером 160, который был принят еще в 1999 году. Он как раз содержит всю информацию об иностранных инвестициях для нашей страны. В этом же году он был одобрен и вступил в законную силу. Изменения коснулись его в 2017 году.

Положение данного закона не распространяется на несколько главных случаев.

  1. Вклады каких-либо кредитных учреждений.
  2. Взносы, которые сделаны в некоммерческие учреждения. Это может быть образовательный центр, благотворительный, научный, религиозный.

ФЗ №160 содержит информацию об иностранных инвестициях

ФЗ №160 содержит информацию об иностранных инвестициях

По статье 23 этого закона сейчас есть некоторые правила ведения политики в отношении инвестиций. Здесь правительство имеет право на такие деяния.

  1. Создание законов, которые указывают на запреты по вкладам иностранного типа.
  2. Осуществление надзора за работой инвесторов.
  3. Разработка списка главных проектов, в которые нужно вкладывать инвестиции.
  4. Разработка программ, которые будут способствовать увеличению иностранных инвестиций.
  5. Улучшение отношений в области международного сотрудничества.
  6. Проведение мероприятий по надзору за крупными проектами.
  7. Контроль заключения договоров и защита вкладов.

Какие инвестиции можно использовать в экономике страны?

Если говорить об иностранных инвестициях, то в законе сейчас четко прописан порядок разрешенных инвестиций. Они должны принадлежать либо юридическому, либо физическому лицу иностранного происхождения, которое ставит перед собой цель в получении прибыли от вложения в экономику нашего государства. Сейчас можно отметить прямые и портфельные (кейсы) инвестиции.

Выделяют прямые и портфельные инвестиции

Выделяют прямые и портфельные инвестиции

Первая разновидность – это один из видов деятельности от иностранного инвестора.

  1. Работа, связанная с предоставлением лизинга.
  2. Вложение, которое создается в филиалах иностранных компаний.
  3. Покупка одной десятой доли от хозяйственного общества на территории государства.

Если говорить про портфельные инвестиции, то сюда можно отнести такие действия.

  1. Приобретение таких акций, которые не дают возможности управлять предприятием.
  2. Покупка ценных бумаг или облигаций.
  3. Проведение валютных операций в организациях.

Обратите внимание! Отдельный вид вложения средств – это реальные инвестиции. Они могут быть вложены в недвижимость, землю, оборудование, а также подобные виды имущества.

Портфельные инвестиции предполагают пассивное участие

Портфельные инвестиции предполагают пассивное участие

Если говорить о том, на что направляются иностранные инвестиции, то здесь есть целый перечень областей.

  1. Деньги, которые направлены на экономическое развитие.
  2. Получение максимального дохода.
  3. Ликвидность.
  4. Увеличение конкурентоспособности.
  5. Создание социального эффекта.
  6. Получение максимального дохода.
  7. Платежеспособность.
  8. Улучшение финансовой устойчивости организации.

Нужно помнить, что каждый нормативный акт базируется на нескольких основных принципах. И этот закон не является исключением. В качестве 3 главных аспектов этого закона можно выделить такие.

  1. Вся инвестиционная деятельность прослеживается на федеральном уровне.
  2. В законе прописываются пункты по поводу защиты прав инвестором как российским, так и иностранным.
  3. Законодательство нашей страны принимает нормы договоров других государств, которые содержат информацию о правовом регулировании инвестиций извне.

Инвестиционная деятельность прослеживается на федеральном уровне

Инвестиционная деятельность прослеживается на федеральном уровне

Обратите внимание! В законе четко отображены все гарантии, которые предоставляются для иностранных инвесторов. Они необходимы для того, чтобы привлечь вложения граждан заграничных государств в России, и способствуют улучшению политической ситуации в стране.

Уверенность в сохранности вкладов регламентируется при помощи закона под номером 160, международных договоров, а также других нормативных актов. Это всё свидетельствует о том, что гражданам предоставляется защита интересов. Помимо этого, если тщательно просматривать закон, то можно увидеть получение некоторых видов гарантий.

  1. Возможно вложение в любую отрасль, которая регулируется законом нашей страны.
  2. Инвесторы могут передавать свои полномочия доверенному лицу.
  3. Есть возможность стать участником приватизации.
  4. Можно рассчитывать на льготные условия по платежам таможенным.
  5. Получение компенсации, если вдруг было потеряно всё имущество.
  6. Другие виды гарантий, которые прописаны в законе.

Статья 8 ФЗ №160

Статья 8 ФЗ №160

Какие изменения коснулись закона?

В нашей стране экономическая ситуация меняется каждый день. Именно в связи с этим возникает огромное количество вопросов, которые касаются напрямую привлечения иностранных инвестиций. Именно поэтому изменения в законодательство вносятся в постоянном режиме.

Последняя редакция закона под номером 160 была проведена ещё в 2018 году. Тогда под редакцию попали сразу 6 статей. В тексте есть информация о том, что иностранные вкладчики имеют право осуществлять процедуру по всей территории нашей страны и при этом имеют все гарантии.

Обратите внимание! Они могут вкладывать свои средства только в национальной валюте России.

В новой редакции уже есть поправки для некоторых пунктов. Среди них следует отметить такие.

  1. Пункт 5. Все сделки должны полностью подвергаться контролю со стороны государственных органов. Более подробная информация прописана в законе под номером 57.
  2. Пункт 6. Необходимо производить контроль. Он будет осуществляться только компетентными органами исполнительной власти, которые должны будут передавать уведомления зарубежному вкладчику о необходимости проведения сделки. Уведомление должно быть направлено в течение трех суток от момента принятия решения правительственной комиссией.
  3. Пункт 7. Там есть сведения, что за договоры, в которых есть какие-либо нарушения, инвестор может привлекаться к ответственности. Последствия все прописаны в законе под номером 57.

В 2017-18 годах некоторые статьи закона претерпели изменения

В 2017-18 годах некоторые статьи закона претерпели изменения

Также здесь есть ещё и требования, которые касаются иностранных юридических лиц. В соответствии с этим есть статьи, в которых отображается главная информация. В подготовленной документации должны указываться следующие данные.

  1. Наименование учреждения иностранного инвестора.
  2. Название представительства.
  3. Форма организации.
  4. Место расположения.
  5. Местонахождение главного офиса.
  6. Цель создания такой структуры.
  7. Виды деятельности, которые будут присутствовать в филиале.
  8. Процедура управления.
  9. Некоторые другие сведения.

В эту статью никаких изменений в последний раз не вносилось. Там прописываются все правила по созданию и по закрытию коммерческих учреждений, куда входят иностранные вклады.

Обратите внимание! В любом случае, нужно осуществлять свою профессиональную деятельность только в соответствии с действующим законодательством. И тогда никаких проблем возникать в дальнейшем не будет.

Деятельность должна осуществляться в соответствии с действующим законодательством РФ

Деятельность должна осуществляться в соответствии с действующим законодательством РФ

Некоторые изменения в правилах инвестирования

В законе под номером 165 сейчас четко прописано, что он направлен на изменение каких-то отдельных положений. Все они будут регулировать внедрение иностранных инвестиций, в том числе и в стратегические общества. Нужно отметить, что этот законодательный акт вносит изменения во многие федеральные законы, которые связаны с инвестициями. Среди самых главных изменений, о которых нужно знать каждому инвестору, стоит выделить следующие.

  1. Если вдруг иностранные инвесторы решили провести сделку с каким-либо объектом российского хозяйственного общества, это решение должно быть согласовано с Правительственной комиссией. Порядок утверждается в законе о стратегических инвестициях. При этом, там прописан порядок процедуры согласования. Это означает, что может приниматься решение даже в том случае, если общество не является стратегическим. Данная норма была также включена в закон об иностранных инвестициях, а не о стратегических. Если вдруг председатель такой комиссии принимает соответствующее решение, то тогда иностранный инвестор информируется об этом, и в дальнейшем ему нужно будет согласовать сделку. Если вдруг нарушены какие-то обязанности по согласованию, то тогда могут произойти некоторые последствия.
  2. У правительственной комиссии сейчас есть право на то, чтобы определить какие-либо другие обязательства, которые будут возлагаться на инвестора из другой стороны. Нужно напомнить, что ранее такая возможность было несколько ограниченной, потому что перечень был абсолютно закрытым.
  3. В перечень стратегических видов деятельности внесены и некоторые подвиды, которые касаются ядерных и радиоактивных материалов. Помимо этого, сюда можно отнести ещё и применение атомной энергии в целях обороны. Сюда же относится деятельность операторов электронных линий, на которых проводится закупка тех или иных материалов для различных нужд.

Выдержка из статьи 1 ФЗ №165

Выдержка из статьи 1 ФЗ №165

Какие изменения были внесены в 2017 году?

Если говорить об изменениях, которые были внесены в закон, то они касались правил проведения процедуры по привлечению иностранных инвестиций для нашей страны. В июле 2017 года вносились некоторые дополнения по поводу осуществления инвестиций в хозяйственные общества и другие организации. Все эти предприятия имеют какое-то стратегическое значение для обороны страны и для создания безопасности в государстве.

В 2017 году был опубликован ФЗ №165, который внес изменения в закон об иностранных инвестициях

В 2017 году был опубликован ФЗ №165, который внес изменения в закон об иностранных инвестициях

Поправки вносились сразу несколькими нормативными актами, что позволило более детально описать ситуацию и дать некоторые разъяснения. Туда нужно отнести два главных федеральных закона.

Закон Описание
Федеральный закон от 1 июля 2017 года № 155-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» и Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» Он касается приватизации имущества как государственного, так и муниципального значения. Также сюда относится закон о порядке осуществления инвестиций в хозяйственные объекты. Закон вступил в силу в июле 2017 года. Он ещё получил название антиоффшорного закона. Сейчас он применяется повсеместно и может заменять другие нормативные акты.
Федеральный закон от 18 июля 2017 года № 165-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» В нем также были внесены изменения в действующее законодательство, и они имеют абсолютно законную силу.

Выдержка из статьи 2 Федерального закона №155

Выдержка из статьи 2 Федерального закона №155

Что по поводу антиоффшорного закона?

Этот законодательный акт был разработан и введен в действие совершенно недавно. Тут есть некоторые дополнительные ограничения, которые напрямую касаются инвесторов из других государств. Они должны быть зарегистрированы в оффшорных документах. Здесь идет речь в частности о том, чтобы накладывать запрет на приобретение прав по контролю в отношении стратегического общества. Сейчас он распространяется только на оффшорные компании, а раньше использовался для иностранных предприятий, международных организаций, а также тех фирм, которые находятся под контролем организаций.

Обратите внимание! В любом случае, по общим правилам никогда нельзя устанавливать контроль в отношении всех стратегических обществ.

Если говорить о том, что такое оффшорная компания, то это любое юридическое лицо, местом регистрации которого выступает государство или любая территория, которая включена в перечень территорий, где действует льготный налоговый режим. Помимо этого, этот перечень не предусматривает раскрытия и предоставления информации, если проводятся какие-то финансовые операции.

Оффшорная компания – та, которая зарегистрирована на территории с льготным налоговым режимом

Оффшорная компания – та, которая зарегистрирована на территории с льготным налоговым режимом

Компания может получать согласие от правительственной комиссии для того, чтобы контролировать действия с инвестициями. Они должны быть направлены на следующие задачи.

  1. Приобретение более 25% акций или долей в стратегическом обществе или предоставление возможности по блокировке какого-либо решения.
  2. Покупка права, которое позволяет прямо или косвенно распоряжаться акциями и долями. Но их должно быть не более 5%.

В любом случае, в законодательном акте лучше прочитать и изучить дополнительную информацию, которая сможет помочь разъяснить ситуацию.

Обратите внимание! Оффшорный закон действует довольно недавно, и все же имеет некоторые свои нюансы. Именно поэтому лучше обратиться к специалисту, который более точно подскажет всю информацию про действующий нормативный акт.

Оффшорная компания должна получать согласие от правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций

Оффшорная компания должна получать согласие от правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций

Какую роль играют привлекаемые инвестиции в экономике нашей страны?

В настоящее время иностранные инвестиции – это средства, которые помогают развивать те или иные предприятия. Именно поэтому в настоящее время всё чаще разрабатываются различные меры по стимулированию притока иностранного капитала. При этом здесь решается проблема с нескольких сторон. Во-первых, определяются все сферы экономики, куда необходимо внедрение иностранных средств, а во-вторых – в каких формах можно пускать инвестиции.

Если говорить о прямых инвестициях, то они позволяют повышать производительность, и состояние предприятия улучшается. Чаще всего иностранные инвесторы, помимо средств, ещё предоставляют какие-то обновлённые технологии и оборудование. Они применяют различные методы для организации производства и стимулируют выход продукции на мировой рынок в крупных масштабах. Даже когда товар будет реализовываться внутри страны, это всё же будет способствовать росту экономики.

Если говорить о портфельных вложениях, то инвестор будет заинтересован в руководстве этим предприятием. Помимо этого, он хочет получать дивиденды в будущем. Оба таких вида вложения сейчас предпочтительны для экономики нашей страны и могут обеспечить хорошее развитие тех или иных организаций.

Обратите внимание! В любом случае, они должны будут осуществляться только в рамках действующего законодательства.

Иностранные инвестиции помогают развитию предприятий

Иностранные инвестиции помогают развитию предприятий

Какие гарантии для иностранных инвесторов существуют?

Когда люди вкладывают свои средства в экономику какого-то государства, они должны быть уверены в том, что их права будут полностью защищены. Для этого разработаны специальные гарантии, которые предоставляются законодательством страны, которая принимает тот или иной капитал. По Федеральному закону под номером 166 можно отследить некоторые гарантии, которые предоставляются для иностранных предпринимателей, если они хотят вкладывать свои средства в организации нашей страны.

  1. Защита на правовом уровне прав и интересов. Примером может стать ситуация, когда государством компенсируются все убытки в результате незаконных действий государственных органов.
  2. Можно использовать разные формы и виды вложений, что позволяет выбирать наиболее подходящий вариант для себя.
  3. Есть гарантия на сохранение прав и обязанностей, если собственность переходит какому-либо другому лицу.
  4. Есть гарантия выплаты компенсации, если изменились законы или предприятие прошло этап реквизиции.
  5. Разрешение споров, которые могут возникать на законодательном уровне в спокойной обстановке.
  6. Гарантия того, что можно будет получить средства и вывести их за рубеж.
  7. Право на покупку ценных бумаг и на участие в приватизации.
  8. Возможность покупки земельных участков или какой-либо другой недвижимости.

Существуют определенные гарантии для иностранных инвесторов

Существуют определенные гарантии для иностранных инвесторов

Кроме гарантий ещё предоставляются и некоторые виды законных льгот, которые могут стать некоторым «спасением» для многих инвесторов. Сюда можно отнести оплату таможенных платежей. Такие льготы устанавливаются местными органами власти, когда реализуются совместные проекты. Нужно отметить, что по нормативному акту под номером 160, по Федеральному закону под номером 57, а также по другим нормам Гражданского кодекса приток капитала ограничивается в отраслях, которые связаны с добычей национальных богатств, инфраструктурой, телекоммуникациями.

Обратите внимание! По законодательному акту под номером 57 сейчас установлено 45 видов деятельности, куда нельзя вкладывать иностранный капитал. Практика такого ограничения распространяется повсюду во многих государствах. Она продиктована тем, чтобы сохранить суверенитет государства, а также обеспечить ему безопасность.

В любом случае, такие законодательные акты сейчас позволяют регулировать ситуацию по поводу иностранных инвестиций. Это помогает не допускать серьезных сложностей при проведении процедуры. Лучше заранее изучать все данные, а только после этого начинать проведение внедрения инвестиций.

Видео — Защита иностранных инвестиций. Фискальные платежи и судьба арбитража в России

Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России в 2020 году

Регулирование иностранных инвестиций в России

Иностранная инвестиционная деятельность является важной составляющей нормального функционирования экономики любого государства, и Россия не исключение. В контексте этого тезиса правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ приобретает огромное значение для страны, ибо их отсутствие негативно отражается на экономике. Проблемы с их привлечением вызваны не только кризисом, но и несовершенством правовой базы и правовых институтов, действующих на территории страны. Поэтому целесообразно рассмотреть особенности регулирования капиталовложений в 2020 году подробнее.

Что такое иностранные инвестиции

Понятие и правовой режим иностранных инвестиций в России определены положениями Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ (далее – «Об иностранных инвестициях в РФ»). Таковыми, согласно ст. 2 закона, являются имущественные вложения зарубежных инвесторов в объект предпринимательства на территории РФ.

Инвестиции могут осуществляться в форме вложения материальных и нематериальных ценностей, денег или акций, имущества и имущественных прав, услуг и даже информации, при этом они обязательно должны принадлежать иностранному инвестору и быть не изъятыми из гражданского оборота.

На зарубежную инвестиционную деятельность влияют не только правовые аспекты, но и политико-экономические факторы. Во избежание связанных с ними неблагоприятных последствий для иностранных инвесторов, ст. 4 закона предписывает иностранным инвестициям национальный правовой режим. Он, в частности, не может быть менее благоприятным, чем «правила игры», предоставленные отечественным инвесторам. При этом законодательство может предусматривать как ограничительные, так и стимулирующие исключения из этого правила.

Кто такой иностранный инвестор

Иностранным инвестором, согласно ст. 2 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», признается лицо, осуществляющее инвестиционную деятельность на территории РФ и являющееся:

  • иностранной правоспособной коммерческой организацией – юридическим лицом ;
  • иностранной правоспособной организацией, не образующей юридического лица;
  • право- и дееспособным гражданином другого государства;
  • право- и дееспособным апатридом;
  • международной организацией;
  • другим государством.

Правовые основы инвестиционной деятельности, установленные законодательством РФ, в равной мере гарантируют инвесторам – и иностранным, и российским – недискриминацию и соблюдение их прав и интересов, в частности: равнозначные условия ведения бизнеса, исключение неблагоприятных изменений в законодательстве, компенсацию при национализации и реквизиции, правосудие, участие в приватизации и другие. Кроме того, для привлечения зарубежного капитала в РФ законодательство предусматривает некоторые льготы.

Рекомендуем узнать больше информации о том, кто такой иностранный инвестор .

Нормативно-правовая база для инвестиционной деятельности

Российское законодательство призвано к всеобъемлющему охвату и решению комплекса и многообразия проблем, потенциально возникающих у иностранных инвесторов. Согласно ст. 3 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», именно этот нормативный правовой акт наравне с другими федеральными законами, кодексами и законами субъектов Федерации является основой нормативно-правовой базы, регулирующей зарубежные капиталовложения.

Так как в основном регулируются отношения в области иностранных инвестиций именно такими нормативно-правовыми актами, целесообразно рассмотреть их подробнее:

  • Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 18.07.2017) – определяет ряд государственных гарантий иностранным инвесторам при совершении ими инвестиционной деятельности;
  • Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ – определяет общие нормативы, связанные с ввозом и вывозом товаров, услуг, работ, результатов интеллектуальной деятельности и т. д.;
  • Налоговый кодекс РФ – регулирует отношения инвесторов и налоговых органов в вопросе налогообложения;
  • Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ регулирует инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений;
  • Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее – «О порядке осуществления иностранных инвестиций») от 04.2008 № 57-ФЗ – определяет некоторые ограничения для иностранных инвестиций.

Вместе с тем государство осуществляет и универсальное правовое обеспечение, которое регламентирует общие принципы и правила, касающиеся инвестиционной деятельности субъектов. Это, в частности, Гражданский и другие кодексы, Федеральный закон «Об акционерных обществах» и многие другие. Кроме того, нельзя не упомянуть международные договоры, заключенные РФ.

Правовые формы осуществления инвестиционной деятельности

Устанавливая национальный режим для зарубежных капиталовложений, законодатель, согласно ст. 6 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», допускает право инвестора осуществлять их как угодно, если это не запрещено законом. Правоприменительная практика традиционно выделяет три правовые формы осуществления иностранных инвестиций:

  • компании с иностранными инвестициями;
  • создание филиалов и представительств зарубежных компаний;
  • инвестиции в форме договоров.

Иностранные инвестиции в РФ

Рассмотрим каждую из них подробнее.

Компании с зарубежными вкладчиками

Коммерческие организации с иностранными инвестициями традиционно создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ. Несмотря на наличие иностранного капитала, они регистрируются налоговыми органами в общем порядке, в соответствии с Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

При этом правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями определяется нормативами Закона «Об иностранных инвестициях в РФ». Стоит учесть, что инвесторы могут осуществлять вложения не только в новые компании, но и приобретать доли в уже существующих обществах. С момента проведения такой сделки компания будет признаваться организацией с иностранными инвестициями.

При организации предприятий с иностранными вложениями должны быть учтены не только права иностранных инвесторов, но и права отечественных участников: в частности, следует предотвращать создание дочерних компаний иностранных юридических лиц в РФ.

Кстати, важно различать инвестиционную и предпринимательскую деятельность: последняя осуществляется не путем вложений, а путем создания российских филиалов.

Представительства и филиалы

Представительства и филиалы – это, как указано в ст. 55 Гражданского кодекса РФ, обособленные структурные подразделения, через которые, согласно Закону «Об иностранных инвестициях в РФ», иностранные компании вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в РФ.

Источники регулирования иностранных инвестиций требуют от таких филиалов и представительств обязательной государственной аккредитации, которую проводят налоговые органы. С момента ее проведения филиал и представительство приобретают право на ведение деятельности, соответствующей их целям. Несмотря на это, в силу необходимости иностранных финансовых вложений, это не только организационная форма предпринимательства, но и форма инвестиционной деятельности.

В силу действия ст. 55 ГК РФ, филиалы и представительства иностранного юридического лица в России имеют различия. Так, если филиалы способны выполнять все или часть хозяйственных функций юридического лица, то представительства выполняют лишь организационно-правовые функции. Но независимо от этих отличий обе формы не являются самостоятельными юридическими лицами.

Инвестиции в форме договоров

Международное частное право различает множество форм договорных отношений, но лишь некоторые из них могут иметь характер инвестиционного сотрудничества.

Они, в частности, должны отвечать таким признакам:

  1. Иметь долгосрочный характер.
  2. Иметь инвестиционный риск неокупаемости, невозврата инвестиций и т. д.
  3. Договоры содержат обязанность целевого использования инвестиций.
  4. Вложения должны иметь коммерческий характер, т. е. быть направленными на получение дохода.

По сути, законодательство различает множество договоров, подпадающих под такие признаки. В контексте этого инвестиционными могут быть признаны договоры различного характера и различной деятельности. Таковыми, в частности, могут быть:

  • договор о привлечении инвестиций;
  • договор коммерческой концессии;
  • договор простого товарищества;
  • договор займа для инвестирования в основные средства предприятия;
  • договор финансовой аренды;
  • соглашение о разделе продукции.

Обратим внимание, что существующая в РФ свобода форм осуществления иностранных инвестиций, закрепленная ст. 6 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», позволяет инвесторам заключать любые договоры, носящие инвестиционный характер.

Принципы регулирования инвестиций в РФ

Правовая доктрина и анализ правоприменительной практики позволяют выделить три главных принципа, на основании которых осуществляется правовое регулирование иностранных инвестиций:

  • безусловно, основой правового регулирования иностранных инвестиций в России является национальное законодательство. Регулирование капиталовложений осуществляется исключительно на федеральном уровне;
  • безальтернативное действие национального правового режима, регламентирующее обязательное уравнивание в правах отечественных и иностранных инвесторов, за исключением стимулирующих или ограничительных изъятий. Такие особенности правового регулирования могут быть установлены федеральным законодательством, но в целом равноправие гарантируется всем инвесторам, независимо от национальности;
  • необходимость соблюдения отечественной нормативной базой норм международных договоров и международного законодательства.

Инвестиции в России

Рассмотрим особенности каждого принципа отдельно.

Применение национального законодательства

Внутреннее право, безусловно, является одной из основ регулирования инвестиционной деятельности в любом из государств, и Россия не исключение.

Инвестиционное законодательство следует воспринимать как комплекс нормативно-правовых актов, регулирующих не только инвестиционную деятельность, но и валютные отношения и контроль, трудовые правоотношения и иные аспекты инвестиционной деятельности.

При этом нужно отметить, что в России национально-правовое регулирование иностранных инвестиций основано на специальных инвестиционных законах, что характерно для стран с переходной экономикой.

Эти законы определяют единый режим для иностранных и отечественных инвестиций, однако не применяют коллизионного метода регулирования, прямо устанавливая порядок отношений между инвесторами и государством.

Интересно, что в развитых странах подобного инвестиционного законодательства вообще не существует, в силу чего к иностранным инвесторам применяются те же нормы, что и для других гражданских субъектов.

Равноправие иностранных и российских инвесторов

Гражданско-правовое регулирование иностранных инвестиций в предпринимательском праве на территории Российской Федерации направлено на обеспечение интересов каждого инвестора, независимо от формы осуществляемых им инвестиций, национальности, объемов капиталовложений, полученной прибыли и иных субъективных аспектов их деятельности.

Гарантии такой защиты закреплены как отечественным законодательством, так и обязательствами РФ по международным договорам и конвенциям. На такую защиту от любых неэкономических факторов вправе претендовать каждый инвестор, и государство обязано ему ее предоставить.

Международная нормативная база об инвестициях

Помимо национального законодательства, правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ и других странах осуществляется также и международными договорами, заключенными между государствами и иными субъектами международного права. По кругу участников их обычно делят на многосторонние, региональные и двусторонние международные договоры. Наиболее влиятельными и значимыми источниками инвестиционного права, безусловно, являются многосторонние международные договоры. Многосторонняя система регулирования иностранных инвестиций позволяет обеспечить сохранность капиталовложений на межгосударственном уровне. Рассмотрим некоторые примеры подробнее.

Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров

В историческом прошлом инвесторы, которые вкладывали капитал в экономику иностранного государства, в случае изменения политической ситуации в государстве-реципиенте могли лишиться вложенных средств и имущества, имея только два варианта защиты нарушенных прав. В связи с этим вторую половину XX века международное сообщество пыталось выработать механизм, защищающий права инвесторов от нарушений со стороны таких государств.

Одним из наиболее влиятельных международных договоров, регулирующих международную инвестиционную деятельность, является Вашингтонская конвенция по урегулированию инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами, подписанная 18 марта 1965 года.

Являясь универсальным источником международного права, она стала фундаментом, на котором основана система мер по разрешению инвестиционных споров. Российская Федерация подписала Конвенцию 16 июня 1992 года, но до настоящего времени не ратифицировала. На данный момент участниками Вашингтонской конвенции являются более 150 государств.

Главным ее достижением является создание автономного Международного центра по урегулированию инвестиционных споров. Центр стремится устранить все внешнеэкономические препятствия на пути частных инвестиций и рассматривается как одно из самых авторитетных международных арбитражных учреждений, где все споры разрешаются путем примирительных процедур либо путем арбитража.

Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций

Работа с иностранными инвестициями в России

Как уже было отмечено выше, страна-реципиент зарубежного капитала, не всегда может обеспечить ему надлежащую защиту, но развитие новых форм сотрудничества привело к учреждению более действенных механизмов защиты инвестиций – страхованию.

Результатом данного процесса стала Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, подписанная 11 октября 1985 года. Наряду с Вашингтонской конвенцией, Сеульская является важнейшим документом в вопросе защиты инвестиций. Гарантии, предоставляемые инвесторам со стороны Агентства, призваны защитить их от большинства неэкономических рисков при инвестиционной деятельности в странах–членах конвенции. Единственное, от чего не страхует агентство, – это от экономических рисков, в том числе банкротства. Агентство выступает гарантом того, что права инвесторов не будут нарушены.

Одним из участников Сеульской конвенции является Россия, которая ратифицировала ее в 1992 г.

Международные договоры в рамках СНГ

Наряду с многосторонними международными договорами нельзя не обратить внимание на региональные международные соглашения, заключаемые Россией в рамках СНГ. За 26 лет существования Содружества его членами их было подписано около 500, многие из которых касались инвестиционной деятельности, например:

  • Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (1993).
  • Конвенция СНГ о защите прав инвестора (1997).
  • Договор о Евразийском экономическом союзе (2014).

Следует учитывать, что все эти договоры и соглашения действуют лишь в рамках регионального сотрудничества стран СНГ, поскольку представленные в них положения устанавливают некоторые привилегии представителям стран СНГ.

Меры государственного регулирования зарубежных инвестиций

В силу действия ст. 4 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ» и установленного ею национального правового режима для иностранных инвестиций, деятельность зарубежных инвесторов находится под такой же защитой законодательства, как и деятельность российских компаний. Применяемый к иностранным компаниям правовой режим не может быть менее благоприятным.

Несмотря на одинаковые меры регулирования в области иностранных инвестиций, законодатель не исключает возможности применения стимулирующих или ограничительных изъятий. Правда, ограничения возможны лишь в целях защиты конституционного строя, безопасности государства, а также прав и законных интересов других лиц.

В то же время стимулирование в виде льгот для инвесторов может быть установлено законодательством в интересах социально-экономического развития страны. Каких-либо запретительных мер в отношении экономических инвестиций закон предусматривать не может. Кроме того, меры государственного регулирования могут быть выражены в форме государственных гарантий.

Государственные гарантии иностранным инвесторам

Законодательство РФ посредством федеральных законов, обязательств по международным договорам и иным нормативно-правовым актам гарантирует полную и всеобъемлющую защиту прав и интересов зарубежных инвесторов. Одним из основных нормативно-правовых актов, предусматривающих государственное гарантирование иностранных инвестиций, является Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Вышеуказанный закон наделяет инвесторов следующими правами:

  • осуществление инвестиционной деятельности в любых не запрещенных законодательством формах;
  • обладание правосубъектностью на территории РФ;
  • защита от неблагоприятных изменений законодательства;
  • объективное правосудие;
  • использование правомерных доходов по собственному усмотрению;
  • беспрепятственный вывоз документов и имущества, ввезенных в качестве инвестиций;
  • покупка ценных бумаг и участие в приватизации;
  • получение льгот.

Правительственные органы, контролирующие инвестиции

В соответствии с Законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций» и постановлением Правительства РФ от 06.07.2008 № 510, Кабинетом министров образована Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. Ее состав определяется Правительством РФ, главой считается премьер-министр.

В число основных задач Комиссии входит предварительное согласование сделок, которые могут повлечь установление контроля иностранных инвесторов над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение, согласование возможности установления такого контроля, а также отказ в согласовании.

При рассмотрении ходатайств инвесторов и выполнении иных функций она запрашивает в органах исполнительной власти требуемую информацию, заслушивает экспертов и принимает решения большинством голосов.

Иностранные инвестиции в стратегические отрасли экономики

Управление инвестициями

Одним из исключений для иностранных инвесторов является ограничение возможности их участия в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для экономики, безопасности, обороны страны и иных стратегических направлений. Изъятие не носит запретительный характер, поэтому допуск к участию иностранных инвесторов в инвестиционной деятельности по отношению к стратегическим отраслям не запрещен, но требует соблюдения некоторых условий.

Так, ст. 4 Закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций» допускает совершение подобных инвестиционных сделок, которые могут повлечь установление контроля иностранцами, лишь при условии, если разрешение на то даст вышеуказанная Правительственная комиссия.

Допуск зарубежных инвесторов к инвестированию в стратегические отрасли возможен по их ходатайству, поданному в Комиссию со всеми необходимыми документами, указанными в ст. 8 закона. Она проверяет поданные документы, получает необходимые заключения и запрашивает необходимые материалы относительно угрозы стратегическим отраслям у других уполномоченных органов и только после этого принимает решение о предварительном согласовании сделки, согласовании установления контроля или отказе в них.

Решение должно быть принято в течение трех месяцев с момента подачи ходатайства. Ст. 6 закона определяет 45 видов деятельности, которые имеют стратегическое значение для обороны и безопасности страны.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности: актуальные проблемы

Несмотря на весьма внушительную, подробную и многообразную нормативно-правовую базу, правовое регулирование иностранных инвестиций нередко характеризуется наличием ряда проблемных вопросов. Все они по большей части касаются инвестиционного законодательства. Нам удалось выделить наиболее приоритетные проблемные вопросы.

  1. Отсутствие конкретизации ряда государственных гарантий, предоставляемых зарубежным субъектам инвестиционной деятельности: например, государство гарантирует стабильность законодательства, но, согласно ст. 9 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», не более чем на протяжении 7 лет.
  2. Необходимость нормативного регулирования инвестиций не только на федеральном, но и на региональном уровне.
  3. Отсутствие в отечественном законодательстве каких-либо правоприменительных аспектов, касающихся разрешения споров на межгосударственном уровне, и действенных механизмов выхода на международный инвестиционный арбитраж.
  4. Отсутствие правовых институтов, прямо ответственных за реализацию государственных гарантий в отношении зарубежных компаний, осуществляющих инвестиционную деятельность, а также за рассмотрение жалоб с их стороны и защиту их прав и интересов и т. д.

Зачем России иностранные инвестиции: Видео

Д.А. Дружинин

Апрель 2017 – . Юрист миграционного портала 100migrantov.ru.
В 2017 году Решением государственной экзаменационной комиссии была присвоена квалификация «магистр».
С 2013 года Работа в сфере защиты прав иностранных граждан и лиц без гражданства в судах и ФМС России.

Источник https://vse-investicii.ru/gosudarstvo/fz-ob-inostrannyh-investiciyah

Источник https://yr-expert.com/zakon-ob-inostrannyh-investitsiyah/

Источник https://bestmem.ru/inostrancam/biznes/pravovoe-regulirovanie-inostrannykh-investitcii.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: