Закон об инвестициях в форме капитальных вложений

 

Содержание

Закон об инвестициях в форме капитальных вложений

Неделя «Техэксперт» • 13-17 февраля 2023 года
КОНФЕРЕНЦИЯ «ИЗМЕНЕНИЯ 2023:
НОВЫЕ ЗАКОНЫ, ПРАВИЛА, ИНСТРУКЦИИ»

Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений

(с изменениями на 28 декабря 2022 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 369-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 0001201607040166) (о порядке вступления в силу см. статью 5 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 369-ФЗ);

Федеральным законом от 26 июля 2017 года N 205-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.07.2017, N 0001201707260042);

Федеральным законом от 25 декабря 2018 года N 478-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.12.2018, N 0001201812250106);

Федеральным законом от 2 августа 2019 года N 259-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.08.2019, N 0001201908020032) (вступил в силу с 1 января 2020 года);

Федеральным законом от 6 декабря 2021 года N 408-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.12.2021, N 0001202112060048) (о порядке вступления в силу см. статью 8 Федерального закона от 6 декабря 2021 года N 408-ФЗ);

Федеральным законом от 8 декабря 2020 года N 429-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.12.2020, N 0001202012080096);

Федеральным законом от 30 декабря 2021 года N 447-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2021, N 0001202112300072) (о порядке вступления в силу см. статью 10 Федерального закона от 30 декабря 2021 года N 447-ФЗ);

Федеральным законом от 14 марта 2022 года N 58-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.03.2022, N 0001202203140011);

Федеральным законом от 28 декабря 2022 года N 569-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.12.2022, N 0001202212280039) (о порядке вступления в силу см. статью 99 Федерального закона от 28 декабря 2022 года N 569-ФЗ).

Принят
Государственной Думой
15 июля 1998 года

Одобрен
Советом Федерации
17 июля 1998 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;

инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;

капитальные вложения — инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты (абзац в редакции, введенной в действие с 22 июля 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 215-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план) (абзац в редакции, введенной в действие с 11 августа 2007 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 215-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 21 октября 2011 года Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 248-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

приоритетный инвестиционный проект — инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации (абзац дополнительно включен с 11 января 2000 года Федеральным законом от 2 января 2000 года N 22-ФЗ);

срок окупаемости инвестиционного проекта — срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретает положительное значение (абзац дополнительно включен с 11 января 2000 года Федеральным законом от 2 января 2000 года N 22-ФЗ);

совокупная налоговая нагрузка — расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации), страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и страховых взносов на обязательное медицинское страхование инвестором, осуществляющим инвестиционный проект, на день начала финансирования инвестиционного проекта.

(Абзац дополнительно включен с 11 января 2000 года Федеральным законом от 2 января 2000 года N 22-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 7 декабря 2011 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 409-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Федеральным законом от 28 декабря 2022 года N 569-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений.

Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями инвестиций в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, которые регулируются соответственно законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности и законодательством Российской Федерации о страховании, на отношения, связанные с вложениями инвестиций с использованием инвестиционных платформ, а также на отношения, которые связаны с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве и регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

(Часть дополнительно включена с 11 января 2000 года Федеральным законом от 2 января 2000 года N 22-ФЗ; дополнена с 21 июня 2010 года Федеральным законом от 17 июня 2010 года N 119-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года N 259-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Статья 3. Объекты капитальных вложений

1. Объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.

2. Запрещаются капитальные вложения в объекты, создание и использование которых не соответствуют законодательству Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 21 октября 2011 года Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 248-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

3. Объект инвестиционной деятельности, строительство которого осуществляется с привлечением внебюджетных источников финансирования на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 года и предусматривающему распределение площади соответствующего объекта инвестиционной деятельности между сторонами данного договора, признается долевой собственностью сторон данного договора до момента государственной регистрации права собственности на этот объект в соответствии со статьей 24_2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» с учетом распределения долей, предусмотренного данным договором.

Читать статью  Инвестиции и инвестиционная деятельность: определение и виды

Государственная регистрация права долевой собственности на эти незавершенные объекты инвестиционной деятельности не требуется.

Статья 4. Субъекты инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

1. Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (далее — субъекты инвестиционной деятельности), являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.

2. Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (далее — иностранные инвесторы).

3. Заказчики — уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы.

Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Подрядчики — физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному или муниципальному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом (пункт дополнен с 8 февраля 2006 года Федеральным законом от 2 февраля 2006 года N 19-ФЗ — см. предыдущую редакцию).

5. Пользователи объектов капитальных вложений — физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.

6. Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемыми между ними.

Статья 5. Деятельность иностранных инвесторов на территории Российской Федерации

1. Отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений иностранными инвесторами на территории Российской Федерации, регулируются международными договорами Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

2. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

ГЛАВА II. ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ В ФОРМЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ

Статья 6. Права инвесторов

Инвесторы имеют равные права на:

осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами;

самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений;

передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения;

объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществление других прав, предусмотренных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Обязанности субъектов инвестиционной деятельности

Субъекты инвестиционной деятельности обязаны:

осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (абзац дополнен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ: в редакции, введенной в действие с 21 октября 2011 года Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 248-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

исполнять требования, предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства Российской Федерации;

использовать средства, направляемые на капитальные вложения, по целевому назначению.

Статья 8. Отношения между субъектами инвестиционной деятельности

1. Отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

2. Условия договоров и (или) государственных контрактов, заключенных между субъектами инвестиционной деятельности, сохраняют свою силу на весь срок их действия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 9. Источники финансирования капитальных вложений

Финансирование капитальных вложений осуществляется инвесторами за счет собственных и (или) привлеченных средств.

Статья 10. Взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по согласованию между ними могут осуществлять взаимодействие в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по снижению количества объектов капитального строительства, включенных в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. Порядок представления информации об объектах капитального строительства, включенных в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, порядок разработки, утверждения и мониторинга хода реализации планов-мероприятий по снижению количества объектов незавершенного строительства устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 10_1. Особенности договоров аренды земельного участка, заключаемых в рамках инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

1. Договором аренды земельного участка, заключенного в рамках инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, для строительства (создания) объекта недвижимости, в том числе многоквартирного дома (далее — договор аренды земельного участка), может быть предусмотрено заключение дополнительного соглашения о передаче арендодателю части помещений во вновь созданном объекте недвижимости в соответствии с установленным сторонами договора распределением между ними общей площади такого объекта недвижимости. Положения настоящей статьи не применяются, если арендодателями являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

2. Существенными условиями указанного в пункте 1 настоящей статьи договора аренды земельного участка помимо установленных законодательством Российской Федерации для соответствующего вида договора являются:

1) обязательство лица, с которым заключен договор аренды земельного участка, обеспечить передачу по результатам строительства определенной доли общей площади жилых и (или) нежилых помещений арендодателю в соответствии с соглашением, предусмотренным подпунктом 3 настоящего пункта, максимальный срок выполнения такого обязательства;

Обзор положений ФЗ Об инвестиционной деятельности в РФ

ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ» (ссылка на закон), несмотря на многочисленные изменения, до сих пор является одним из наиболее демократичных государственных актов России. Принят он был в 1998 г. на волне очередных преобразований в политике и деятельности экономики. С тех пор изменились и внешние, и внутренние условия деятельности, отражающиеся на жизни страны, но акт и сейчас не только определяет основы для работы инвесторов, но и гарантирует защиту их прав и вкладов.

Фз об инвестиционной деятельности в РФ

Важность основных понятий

Положения законных актов «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капвложений» отвечали если не букве, то духу времени. Разработчики акта подчёркивали его важность для создания социально ориентированной экономики, вывода средств из нелегального оборота. Критики инвестиционной деятельности указывали на несоответствие заложенных установок реальному положению дел и на другие недоработки.

Читать статью  Госдума одобрила реформу инвестиций граждан на бирже

Главные правила и определения

Несомненным достоинством ФЗ-39 «Об инвестиционной деятельности» является то, что он впервые установил правила инвестиционной игры на новом поле, дал необходимые определения и основные понятия. Здесь же было отмечено, что вложения делаются не только для достижения последующей прибыли, но и для получения реальной пользы. Формально акт разделил настоящие проекты и прямое отмывание средств. Первая статья дала такие определения:

Инвестиционная деятельность

  1. Инвестиции — это все то, что имеет материальную оценку деятельности и вкладывается в развитие бизнеса (деньги, имущество и права на него, ценные бумаги).
  2. Капвложения определяются как инвестиции в строительство или реконструкцию производств, их оснащение, закупку необходимого инвентаря, изыскания (редакция от 2011 г.). названо чёткое обоснование целесообразности вложений с учётом их реального объёма и срока поступлений. К нему должны быть приложены расчётно-проектные документы и бизнес-план, описывающий практические инвестиционные действия. Положение введено в 2007 г.
  3. Приоритетным инвестпроектом признается тот, что внесён в специальный перечень. до достижения чистой прибыли. Объем ЧП от инвестиционной деятельности должна превысить и сумму общих затрат, и амортизацию (редакция 2000).
  4. Акт также ввёл понятие суммарной налоговой нагрузки. Она рассчитывается из всего объёма федплатежей (исключая НДС и акцизы) и взносов в госфонды вне бюджета, кроме отчислений на пенсии. Эта редакция появилась в декабре 2011.

ФЗ об инвестициях является наглядным примером закона, который действительно является живым организмом. Даже первая его статья, содержащая одни понятия, корректировалась неоднократно. Но понятия важны не менее инвестиционных правил не только для юристов. Менялась деятельность страны, а следом за ней произошли изменения и в законодательстве.

Объекты и субъекты

Последующие статьи (со второй по пятую) посвящены регулируемым законом об инвестициях в РФ отношениям, объектам капвложений и субъектам деятельности. Изменения и дополнения в них вносились с 2007 по 2012 год после принятия нового Гражданского кодекса и некоторых других документов. Было подчёркнуто, что акт не касается тех инвестиционных отношений, которые связаны с деятельностью банков, страховых организаций, привлечением средств в долевое строительство. Вкладчики должны чётко понимать:

Закон об инвестиционной деятельности

Объекты инвестиционных капвложений — это вновь создаваемая или модернизируемая МТБ, имеющая любую форму собственности, будь то государственная, частная или другая. При этом вкладывать финсредства в незаконные направления запрещено.

Подзаконными субъектами выступают сами вкладчики.

Ими могут быть граждане, компании (включая иностранные), федеральные или муниципальные структуры. Они же имеют право выступать и заказчиками деятельности, то есть лицами, уполномоченными заниматься инвестиционным проектом. Но акт запрещает им влиять на прочих участников, если это не отражено в договоре.

Заказчик, который не без прав вкладчика, может наделяться полномочиями владения капвложениями и их пользования, а также распоряжения ими в рамках договора.

Подрядчик должен быть лицензирован на те виды работ, которые необходимо провести в области стройобъекта. Он ведет деятельность строго в рамках имеющегося инвестиционного контракта.

Пользователи — это граждане, компании, структуры власти или фирмы, для целей которых создаются эти объекты. В роли пользователей могут быть и сами вкладчики.

Инвесторы свободны вкладывать в деятельность проекта личные или привлечённые финсредства. Любой субъект вправе исполнять функции иных, когда нет противоречий договору.

Сфера, касающаяся работы в РФ зарубежных инвесторов, регламентируется стандартами — российскими и международными. Если инвестиционные положения противоречат друг другу, главенствуют международные правила.

Права участников и деятельность госрегулирования

Инвестирование следует отличать от освоения кредитов, поскольку оно подразумевает существенные риски. Если деятельность проекта не принесёт прибыли, пропадут и вложения, поэтому особое внимание заинтересованным сторонам следует обратить на главы 2 и 3 ФЗ о капвложениях. В них говорится об экономико-правовых основах и о вопросах госрегулирования. Акт деятельности уравнивает права инвесторов в рамках, определённых законодательством:

  1. Вкладчик лично определяет цели и объёмы инвестиций, заключает контракты с субъектами инвестиционной деятельности, может объединять свои усилия с другими организациями, включать их в деятельность план-проекта, контролировать расходование средств.
  2. Он вправе владеть, использовать и распоряжаться целями своих вложений, передавать их третьим лицам, компаниям, органам.
  3. Субъекты деятельности не должны нарушать рамки законов РФ и международных контрактов. Обязаны следовать требованиям госорганов, их руководителей. Инвестиционные средства можно использовать только по назначению.
  4. Регулирование инвестдеятельности осуществляется федеральным центром и субъектами (регионами) России. Его формы и методы подвергались корректировке с 2004 по 2017 год.
  5. Госорганы обязаны создавать условия для инвестиционных вложений. Подразумевается, что благоприятный климат для деятельности можно сформировать путём совершенствования налоговой системы (вплоть до введения особого режима платежей), принятия мер по защите интересов инвесторов, предоставления им льгот (по земле и природопользованию).
  6. Также органы могут расширять использование залоговой системы, развивать деятельность лизинга, проводить инфляционные переоценки, предоставлять возможность создания инвестиционных и иных фондов, выпускать облигации и гарантировать целевые займы.
  7. Расходы на деятельность финансирования госвложений предусматриваются как в федеральном, так и в региональных бюджетах в пределах утверждённых программ. Контроль за их использованием возложен на Счётную палату РФ и другие уполномоченные структуры.
  8. Проекты с полным или частичным инвестиционным госфинансированием подлежат обязательной предварительной проверке на эффективность.

В 2017 г. государство взяло на себя обязательства по созданию информационно-аналитических структур, на которые были возложены задачи по организации проведения рейтингов и обнародования данных с оценками инвестиционной работы. В это же время была введена такая мера, как профилактика антимонопольных злоупотреблений в сфере вложений.

Подписание договора

Гарантии инвесторам и защита вложений

ФЗ «Об инвестдеятельности в РФ» даёт инвесторам гарантии и определяет меры по защите капвложений. Об этом говорится в его четвертой главе. Её положения не могут не пересекаться с другими частями акта. Здесь же прописаны и некоторые санкции к проблемным игрокам инвестиционного рынка. Необходимо знать и понимать:

Инвестиционный кодекс

  1. Инвестору гарантируется стабильность условий деятельности на весь период развития инвестиционного проекта вплоть до точки окупаемости. Но этот срок не может превышать 7 лет с начала финансирования.
  2. В виде исключения (и только для приоритетных производственных и инфраструктурных проектов) допускается продление гарантированного срока.
  3. Правительство само определяет оценочные критерии неблагоприятных инвестиционных изменений деятельности, которые могут повлиять на успешность реализации проектов. Оно может ввести ограничения и запреты на инвестиционную деятельность.
  4. Если инвестор не исполняет взятых обязательств, он лишается части льгот либо их полного комплекта.

Капвложения можно страховать в отдельном порядке, национализировать или даже реквизировать. Если национализация возможна только при возмещении от госаппарата, то реквизирование идёт принудительно.

Роль муниципалитетов

Местные органы самоуправления также могут предоставлять гарантии инвестиционной деятельности. Делается это при финансировании муниципальных средств через конкурс. Территории несут ответственность за свои действия перед регионом и федеральным центром. Муниципалитетам разрешается:

Роль муниципалитетов

  1. Осуществлять контроль за использованием инвестиционных средств.
  2. Давать инвесторам гарантии равенства прав, защищать их законные интересы.
  3. Обеспечивать гласность при обсуждении необходимости реализации деятельности.
  4. Создавать благоприятные инвестиционные условия (например, снижать местную налоговую нагрузку). На практике это обычно касается отмены земельного налога, бесплатного предоставления участка или природных ресурсов.
  5. Вовлекать в инвестиционный проект уже имеющиеся ресурсы (заброшенные объекты, законсервированные производства), если они находятся в собственности территории. Использовать после согласования можно и региональную, и государственную инвестиционную собственность.
  6. Участвовать в деятельности проектов, утверждённых и реализованных федеральным центром. Такая инвестиционная возможность объясняется необходимостью использования местных ресурсов (исходя из соображений логистики, развития территории, наличия полезных ископаемых).
  7. Муниципалитеты могут объединяться для решения совместных межтерриториальных задач. Это касается деятельности по разработке недр, инвестиционные вливания в развитие перерабатывающих производств, созданию кластеров по обращению бытовых и других отходов, дорожному строительству.

В 2017 г. были отмечены инициативы с мест, касающиеся предложений по изменениям роли и прав муниципалитетов в инвестиционной политике. Часть их уже поступила в региональные органы власти. После прохождения соответствующих процедур предложения по деятельности уйдут в федеральный центр.

Читать статью  Гражданство Болгарии за инвестиции

Инвестиционный кодекс направлен на создание всех необходимых условий для участия заинтересованных лиц в процессе развития страны. Можно сказать, что его идеи определены особенностями государственной политики, поэтому неудивительно, что сейчас готовятся очередные изменения в этот инвестиционный документ. Это вызвано переменами в области международной деятельности.

Вы узнали из этой статьи полезные для себя детали?

Федеральные законы об инвестициях

Инвестирование считается сложным и многогранным явлением в экономике рыночного типа. Здесь взаимодействует огромное количество участников, среди которых можно выделить частные лица (резиденты, нерезиденты), предприятия, организации и государство.

Судебные принадлежности и книги

В инвестиционной деятельности каждый участник преследует определённые цели, однако главной целью инвестирования считается приумножения капитала, выраженного в денежной форме.

В процессе инвестирования часто возникают определённые противоречия, особенно в том случае, когда инвесторы не могут сойтись на одном варианте в решении тех или иных вопросов. Именно по этой причине бизнес-деятельность нуждается в тщательно разработанной законодательной базе, которая позволила бы осуществлять менеджмент инвестиционных процессах в рамках правового поля.

Законодательство

В любой стране экономические отношение в сфере инвестирования должны быть упорядоченными. Помимо этого, возможности и ответственность всех участников инвестиционного процесса должны быть чётко сформулированными. Именно по этим причинам государство ставит перед собой задачу формирования качественной и применяемой законодательной базы.

Инвестиционное законодательство представляет собой систему законов, которые направлены на регулирование того или иного аспекта инвестирования. К примеру, это может быть закон, целью которого является регламентирование инвестиционной деятельности, возникшей между представителями разных стран. Если в государстве развита деятельность инвестиционных институтов, это становится необходимостью для разработки регулирующего процессы и взаимоотношения закона.

Инвестиционная деятельность

Фото: Выбор инвесторов в Российской Федерации

В Российской Федерации существует система законов, охватывающая аспекты экономических отношений, возникших при совершении инвестиционных операций. Примером этому является ФЗ 39 «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений». Этот закон вступил в силу семнадцать лет назад, и с тех пор в него было внесено двенадцать поправок.

Главными задачами создания такого закона стали:

определение юридических и экономических аспектов инвестирования, осуществляемого в форме капитальных вложений;

способствование защите прав, активов и предоставление гарантий всем участникам инвестиционного процесса.

Закон состоит из пяти статей, которые освещают все аспекты инвестирования в форме капитальных вложений. В первой статье поданы базовые понятия, связанные с инвестированием.

Вторая статья ФЗ «Об инвестиционной деятельности[…]» представляет информацию о сфере распространения закона и о том, на какие операции он не распространяется.

Третья статья даёт чёткую информацию о том, кого можно отнести к объектам инвестиционной деятельности, связанной с капитальными вложениями. Также освещается информация о том, в каких случаях капитальное инвестирование считается запрещённой операцией.

Классификация субъектов инвестирования подана в четвёртом разделе. Здесь освещается информация о том, кого можно считать инвестором, заказчиком, подрядчиком и пользователем объектов капитальных инвестиций.

Пятая статья посвящена особенностям капитального инвестирования, осуществляемого нерезидентами.

Иностранные инвесторы

Рукопожатие партнеров

Следующий закон об инвестиционной деятельности применяется в экономических отношениях, возникших в результате осуществления инвестиционных операций зарубежными экономическими субъектами. ФЗ 160 «Об иностранных инвестициях» действует на протяжении шестнадцати лет. Он создан с целью определения особенностей деятельности, осуществляемой в пределах России инвесторами-нерезидентами.

Закон выполняет следующие функции:

  1. способствует поступлению иностранного капитала в экономику России;
  2. способствует эффективному использованию инноваций и технологий, поступивших из зарубежья;
  3. предоставление гарантий нерезидентам, осуществляющим инвестиционные операции на территории Российской Федерации;
  4. способствование соблюдению норм международного инвестиционного права.

Закон об инвестициях в РФ, осуществляемых нерезидентами, не применяем в регулировании операций вкладывания капитала в развитие финансовых посредников и организаций, относящихся к гуманитарной сфере, зарегистрированных на территории России. Закон не применяется на деятельность субъектов, зарегистрированных на территории с особыми экономическими условиями.

Во второй статье разъясняются основные понятия, применяемые в инвестиционной деятельности, реализуемой иностранными экономическими субъектами.

График, калькулятор и ручка-перо лежат на столе

В четвёртой статье Закона подаётся информация о правовом режиме работы зарубежных инвесторов и предприятий, финансируемых иностранными инвесторами. В статье прописаны особенности деятельности предприятий и их структурных подразделений, финансируемых за счёт средств зарубежных инвесторов. Также здесь определено понятие коммерческой организации с иностранным капиталом.

Согласно пятой статье Закона все иностранные инвесторы претендуют на получения гарантий защиты своего имущества и доходов от последствий негативных ситуаций. В шестой статье подаётся информация о гарантии иностранным инвесторам в сфере использования различных форм инвестирования.

Статьи с седьмого по десятый номер посвящены гарантированию иностранным инвесторам защиту прав и имущества в случае возникновения форс-мажорных ситуаций, возникших в результате:

  • национализации предприятий, в которые вкладывается иностранный капитал;
  • негативные изменения в конъюнктуре рынка;
  • спорных ситуаций.

Статьи под номером одиннадцать и двенадцать регулируют денежные потоки, которые ассоциируются с инвестиционной деятельностью иностранных субъектов, а также их перемещение в пределах России или за рубеж.

Тринадцатая статья закона об инвестициях иностранных инвесторов регулирует операции приобретения ценных бумаг иностранным инвестором или организацией с иностранным капиталом. В четырнадцатой статье речь идёт о гарантиях, предоставляемых иностранным инвесторам в операциях приватизации. В следующей, пятнадцатой, статье подана информация о правовом регулировании операций приобретения иностранным инвестором материальных активов.

Евро и долларовые купюры

В шестнадцатой и семнадцатой статье ФЗ об инвестициях, осуществляемых иностранными инвесторами, речь идёт о предоставлении льгот, касающихся таможенных платежей и льгот, предоставляемых другими экономическими субъектами РФ иностранным инвесторам.

В восемнадцатой статье расписаны особенности регулирования действий иностранных инвесторов в сфере конкуренции и соблюдении антимонопольного законодательства. В следующей статье закона речь идёт о страховании иностранным инвестором своего имущества на территории РФ.

Двадцатая статья призвана регулировать действия по созданию и ликвидации компаний с иностранными инвестициями. В следующей статье подана информация о правовом регулировании создания и ликвидации филиалов таких компаний.

Двадцать вторая статья закона подаёт информацию о требованиях касательно деятельности и оценки капитала филиала компании с иностранными инвестициями. В следующей статье освещаются особенности разработки и реализации политики государства в сфере инвестирования, осуществляемого нерезидентами.

В двадцать четвёртой статье определён федеральный орган, отвечающий за процедуру привлечения иностранного капитала в экономику РФ. Статьи от двадцать пятого по двадцать восьмой номер регулируют особенности применения и вступления в действие данного закона.

Социальное инвестирование

111 — ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии» призван регулировать операции, осуществляемые в сфере формирования пенсионных накоплений и их возможного дальнейшего инвестирования. Закон состоит из сорока трёх статей, призванных определять особенности осуществления операций по накоплению и инвестированию пенсионных средств. Также закон содержит информацию об особенностях контроля операций по формированию пенсионных накоплений со стороны государственных органов и общества.

Фонды

Презентация проекта

156 ФЗ «Об инвестиционных фондах» призван регулировать экономические отношения, возникшие в сфере привлечения денег или других активов с помощью размещения акций и подписания договоров управления ними с целью их дальнейшего вложения в иные экономические объекты.

Подавая информацию об инвестиционных фондах, федеральный закон формирует понятие инвестиционного фонда. Согласно закону это комплекс имущества, принадлежащий акционерному обществу или юридическим (физическим) лицам. Управление имуществом фонда осуществляется в интересах инвесторов от лица управителя.

Закон «Об инвестиционных фондах» не регулирует отношения в сфере управления компаниями, не имеющих признаков инвестиционного фонда.

Закон состоит из четырнадцати глав, призванных регламентировать те или иные операции в сфере управления инвестиционными фондами.

Вторая глава ФЗ «Об инвестиционных фондах» содержит в себе статьи, регулирующие деятельность акционерного инвестиционного фонда и его руководства.

В третьей главе подана информация об особенностях деятельности, оценки имущества, заключения договоров и управления паевыми инвестиционными фондами.

В четвёртой главе закона содержаться статьи, регламентирующие операции с инвестиционными паями. В пятой главе подана информация об условиях окончания деятельности паевых инвестиционных фондов.

Шестая глава закона содержит основные требования к активам инвестиционных фондов. В следующей главе подана информация об особенностях оценки чистой стоимости активов фондов.

Восьмая глава регламентирует деятельность управляющих компаний. Следующая глава закона определяет проведение контроля над операциями с имуществом паевых и акционерных фондов.

Глава десятая закона, регулирующего деятельность инвестиционных фондов, определяет особенности формирование реестра лиц, владеющих инвестиционными паями. Следующая глава закона определяет особенности проведения аудита результатов деятельности акционерных фондов и управляющих компаний.

Двенадцатая глава подаёт информацию о публикации информации о деятельности инвестиционных фондов. Следующая глава определяет полномочия, которыми наделён Банк России и организации, характеризующиеся самоуправлением. Последняя глава определяет положения, представляющие заключительную часть закона.

Источник https://docs.cntd.ru/document/901727484

Источник https://vse-investicii.ru/gosudarstvo/fz-ob-investicionnoj-deyatelnosti-v-rf

Источник https://kudainvestiruem.ru/investitsionnye-instituty/fz-ob-investicionnoj-deyatelnosti.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: