Изменения в законах и налогах инвестора в 2023 году: полный гайд

 

Содержание

Изменения в законах и налогах инвестора в 2023 году: полный гайд

Фото: Shutterstock

Публичная информация будет закрыта до 1 июля 2023 года

Правительство разрешило российским эмитентам не раскрывать корпоративную информацию до 1 июля 2023 года, чтобы защитить участников фондового рынка от санкций со стороны недружественных государств. Аналогичное право не раскрывать чувствительную к санкционным рискам информацию, в том числе содержащуюся в финансовой отчетности, получили некредитные организации, включая управляющие компании инвестфондов, негосударственные пенсионные фонды, клиринговые организации, страховые компании. Причем ряд послаблений для инфраструктурных организаций финансового рынка будет действовать до 1 июля, а некоторые из них до 31 декабря 2023 года.

Проблему отсутствия финансовой информации ощущают на себе как частные инвесторы, а также независимые аналитики и журналисты, так и профессиональные участники рынка. Некоторые из них уже выступили с предложением создать отдельную платформу для публикации закрытой отчетности с условием соблюдения ее конфиденциальности. В Госдуме «РБК Инвестициям» сообщили, что обсуждение инициативы ведется с ЦБ и Минфином. В середине декабря глава Банка России Эльвира Набиуллина сказала, что выступает за равный доступ всех участников рынка к получению публично раскрываемой информации и что это произойдет после 1 июля 2023 года.

Фото:Shutterstock

Запрет на сделки «недружественных» нерезидентов без спецразрешения продлили на год

Действие президентского указа № 520 от 5 августа 2022 года продлено до 31 декабря 2023 года. Этот указ стал одним из ключевых элементов системы ограничений и контроля в отношении сделок с участием нерезидентов из недружественных юрисдикций.

Указ «О применении специальных экономических мер в финансовой и топливно-энергетической сферах в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций» прямо запрещает нерезидентам из недружественных России стран выходить из ряда активов, кроме как по специальному разрешению главы государства.

Указ распространяется на стратегические предприятия, энергокомпании, банки с иностранным участием, сервис и производство оборудования в сфере топливно-энергетического комплекса, пользователей участков недр, включая золото, никель, алмазы, металлы платиновой группы и другое.

Фото:Shutterstock

Российским инвесторам стоит иметь в виду, что под действие указа № 520 подпали не только иностранные лица, но и российские финансовые организации.

Члены Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) обратили внимание, что управляющие компании паевых инвестиционных фондов (ПИФ), среди владельцев паев которых есть иностранные лица, вынуждены избегать совершения сделок со значительным количеством российских акций, что снижает качество управления и приводит к нарушению установленных требований к структуре активов ПИФов. По факту управляющие компании фондов не могут свободно управлять ПИФами в соответствии со своими стратегиями, так как им запрещено совершать сделки с акциями компаний, указанных в 520-м указе.

Добиться исключения применения указа к ряду операций на финансовом рынке НАУФОР не удалось. Банк России ограничился информационным письмом в адрес УК, что не будет применять к ним меры за нарушения, которые возникли в результате соблюдения ограничений указа № 520. Также ПИФам разрешено не рассчитываться с кредиторами, если такой ПИФ закрывают, на время, пока действует указ № 520.

Фото:Shutterstock

Ограничение на обращение части иностранных ценных бумаг продлили до 1 апреля 2023 года

Банк России продлил до 1 апреля 2023 года ограничение на обращение части иностранных ценных бумаг, заблокированных международными депозитариями. Речь идет о бумагах, обращавшихся на СПБ Бирже, и которые по предписанию ЦБ были обособлены и выведены на неторговые счета в конце мая 2022 года.

В соответствии с предписанием регулятора российские депозитарии должны по-прежнему вести обособленный учет прав клиентов на заблокированные активы. Брокеры, в свою очередь, не вправе принимать и исполнять поручения клиентов на совершение сделок с такими ценными бумагами на биржевом рынке. При этом право собственности владельцев на такие иностранные ценные бумаги сохраняется.

Данные правила не касаются ценных бумаг иностранных эмитентов , осуществляющих основную деятельность на территории России. К таким компаниям, например, относятся «Яндекс» и X5 Group.

Фото:Андрей Любимов / РБК

С 1 января 2023 года «неквалам» нельзя покупать «недружественные» иностранные бумаги

Осенью прошлого года Банк России предписал брокерам ограничить продажу иностранных бумаг неквалифицированным инвесторам — с 1 октября 2022 года доля таких бумаг в портфеле инвестора по итогам сделки не должна была превышать 15%, с 1 ноября — 10%, с 1 декабря — 5%. А с 1 января 2023 года вступил в силу полный запрет на покупку «неквалами» бумаг эмитентов из недружественных стран.

Исключение — бумаги иностранных компаний, которые ведут основную деятельность в России. Например, «Яндекс», TCS Group Holding, Ozon, Qiwi, En+ и X5 Retail Group.

ЦБ также может разрешить «неквалам» совершать сделки с бумагами иностранных компаний, которые в основном ведут бизнес в России и Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Это следует из проекта указания регулятора, который, если будет принят и опубликован, может вступить в силу с 30 марта 2023 года. Помимо России, в ЕАЭС входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия, а у Узбекистана и Кубы — статус государств-наблюдателей.

Налог на проценты по вкладам начнут считать в 2023 году, а в 2024-м его нужно будет заплатить

С 1 января 2023 года завершается действие налоговой льготы, которая освобождала от налога на доходы физических лиц проценты по вкладам в российских банках (п. 91 ст. 217 Налогового кодекса РФ).

«Полное освобождение от налогообложения налогом на доходы физических лиц доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, которые будут получены начиная с 2023 года, не предусмотрено», — сообщила «РБК Инвестициям» первый заместитель председателя комитета Государственной думы по бюджету и налогам Ольга Ануфриева.

При этом при определении налоговой базы не учитываются процентные доходы, полученные по вкладам (остаткам на счетах) в рублях, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1% годовых (все текущие счета, счета «до востребования»), а также по счетам эскроу.

Фото:thekovtun / Shutterstock

При расчете суммы НДФЛ налоговую базу по процентам по вкладам нужно уменьшить на сумму, равную произведению ₽1 млн и максимального из действовавших значений ключевой ставки Банка России на начало каждого месяца соответствующего календарного года.

Например, на конец 2022 года ключевая ставка Банка России составляла 7,5%, но в марте и апреле значение ключевой ставки достигало 20%.

Соответственно, по новым правилам вычет рассчитывался бы исходя из максимальной ключевой ставки. Таким образом, если бы в 2022 году не действовало освобождение от налогообложения доходов в виде процентов по вкладам в банках, то размер полученных процентов за год можно было бы уменьшить на ₽200 тыс. = ₽1 млн × 20%. То есть если доход по процентам с банковских вкладов составил бы за год ₽210 тыс., то налог заплатить нужно было бы только с ₽10 тыс. — ₽1300. А если бы доход был меньше ₽200 тыс., то налог не пришлось бы платить вовсе.

«Несмотря на прекращение действия нормы по освобождению процентов от НДФЛ в результате применения «необлагаемой суммы процентов», подавляющее большинство граждан не будут платить налог со своих процентов по вкладам. А продолжение освобождения от налога значительных сумм процентов с сумм вкладов, многократно превышающих средний размер вкладов, представляется несправедливым», — отметила Ольга Ануфриева.

По доходам в виде процентов, которые будут получены в 2023 году, налог будет уплачиваться на основании направленных налоговыми органами уведомлений в срок до 1 декабря 2024 года.

Фото:Shutterstock

Доходы от продажи ценных бумаг высокотехнологичных компаний освободили от НДФЛ

Налоговую льготу по бумагам российского хайтека продлили еще на пять лет — на 2023–2027 годы. Норма впервые была введена с 1 января 2016 года и должна была закончить действие 31 декабря 2022 года. Новые сроки льготы, согласно закону, установлены на период с 1 января 2023-го по 31 декабря 2027 года включительно.

От обложения налогом на доходы физических лиц и налогом на прибыль организаций освобождаются доходы, полученные от реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций и облигаций российских организаций, а также инвестиционных паев, являющихся ценными бумагами высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики, при условии, что они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более одного года.

Перечень ценных бумаг высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики, к которым применяется нулевая ставка, публикуется на сайте Московской биржи.

Фото:Shutterstock

В 2023 году введут Единый налоговый счет (ЕНС) и Единый налоговый платеж (ЕНП)

Самым глобальным изменением, которое коснется не только компаний, индивидуальных предпринимателей, но и простых граждан (за исключением самозанятых), будет введение в 2023 году Единого налогового счета (ЕНС) и Единого налогового платежа (ЕНП). Новый способ расчета с государством приведет к изменению сроков, отчетности и порядка уплаты налогов и взносов. Но в итоге платить налоги станет проще и быстрее, рассказала финансовый и налоговый советник, специализирующийся на налоговом и валютном законодательстве частных инвесторов, Екатерина Пирогова.

Теперь можно будет сделать один платеж или настроить регулярные платежи, а также оперативно управлять своей переплатой или задолженностью. В новой системе оплаты налоговый платеж может осуществить и третье лицо, но такую переплату нельзя будет вернуть. В целом для оплаты ЕНП будет достаточно ИНН и суммы налогов. Налоговая служба самостоятельно распределит платежи между недоимками, налогами и взносами, чтобы исключить ошибки со стороны налогоплательщиков. Но для того чтобы с начала нового года разница между приходом и расходом никого не удивила, стоит заказать справку о состоянии расчетов с бюджетом. Физическим лицам эту справку можно заказать через личный кабинет налогоплательщика.

Читать статью  Инвестиции на основании соглашений о защите и поощрении капиталовложений: новое регулирование

«Налоговую декларацию инвесторы по-прежнему должны заполнять по основаниям, которые существовали и ранее: иностранные дивиденды , доходы по инвестициям через зарубежных брокеров, сальдирование результатов от разных брокеров, применение налоговых вычетов, где налог к уплате сформируется по нужным кодам классификаций. Российскому инвестору в связи с вводимым новым порядком уплатить налог будет проще», — отметила Екатерина Пирогова.

Получил дивиденды от иностранных компаний — отчитайся перед российской налоговой

Изменился список стран по автообмену финансовой информацией

16 декабря 2022 года обновился перечень государств и территорий, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией.

В перечень добавили Казахстан, Мальдивы, Оман, а исключили из него Швейцарию и острова Кайман (приказ ФНС России от 28.10.2022 N ЕД-7-17/986@).

«Казахстан теперь тоже будет обмениваться финансовой информацией с Россией. То есть информацию о банковских счетах и транзакциях «цифровых кочевников», которые массово открывали счета в Казахстане, узнает ФНС России. Если эти люди остались налоговыми резидентами России и не сообщили об открытии счета в течение месяца — будет штраф до ₽10 тыс.», — пояснила автор блога «ФинОснова» и совладелец налогового проекта ndfl.guru Александра Янковская. Также она обратила внимание, что переводы по счетам могут быть расценены как незаконные валютные операции. И это касается уже всех граждан России, даже если они не налоговые резиденты, то они остаются валютными резидентами, пока есть ВНЖ или гражданство России.

Фото:Kachor Valentyna / Shutterstock

Если страну исключают из списка автообмена, для инвестора — валютного резидента РФ — это означает, что на брокерские, банковские и другие счета в этой стране в большинстве случаев запрещено зачислять средства, в том числе по любым операциям с ценными бумагами — доходы от их продажи, зачисление купонов, дивидендов и прочее.

Если иностранное государство прекратило обмен финансовой информацией с Россией, а инвестор не знает об этом, он становится невольным нарушителем валютного законодательства. Любая валютная операция будет считаться незаконной, а владелец счета будет оштрафован. Размер штрафа — от 20% до 40% от суммы операции. Избежать штрафа можно, если в течение 45 дней со дня совершения незаконной операции перевести эти средства на счет в России.

Соучредитель онлайн-сервиса «НДФЛка.ру» Дмитрий Костальгин обращает особое внимание инвесторов на ситуацию со Швейцарией. «Ранее Швейцария в рамках обмена предоставляла сведения о личных зарубежных банковских счетах налогоплательщиков, на которых хранятся ценные бумаги, находящихся в управлении банков. Это привело к необходимости декларирования доходов, а также к подаче отчетов о движении денежных средств и финансовых активов. И если на конец 2021 года остаток на счете не был нулевым, то ФНС будет ждать информацию и по итогу 2022 года», — предупредил эксперт.

Фото:Shutterstock

Изменился список стран, в которых можно избежать двойного налогообложения

С 1 января 2022 года прекратило свое действие соглашение об избежании двойного налогообложения между Россией и Нидерландами. «Это означает, что инвесторы, получившие в 2022 году дивиденды компаний, зарегистрированных в Нидерландах, должны платить налоги на дивиденды дважды: 15% от дохода в Нидерландах и 13% от того же дохода в российский бюджет», — рассказал Дмитрий Костальгин.

СоИДН — это соглашение об избежании двойного налогообложения. Оно позволяет инвесторам перезачитывать налоги, оплаченные в других странах в полном или частичном объеме. Например, инвестор подписал справку формы W8-BEN. Тогда в США с него удержат налог по дивидендам в размере 10%, а в России нужно будет доплатить только 3%. А если справка W8-BEN не подписана, то в США удержат налог в размере 30%, но в России тогда ничего платить не придется, поскольку сумма удержанного налога в США перекрывает сумму налога к уплате в РФ.

Также инвесторам следует иметь в виду, что с 1 января 2023 года прекращается действие соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и Украиной. «Это значит, что с этой страной двойной налог по полной ставке: за рубежом и в РФ. Зачет будет сделать нельзя», — отметила налоговый консультант, руководитель отдела методологии «НДФЛ Гуру» Анна Волкова.

Фото:Shutterstock

Тем, кто ведет бизнес или получает иные доходы в Латвии, также следует следить за судьбой СоИДН с этой страной. На текущий момент ситуация следующая: Латвия 16 мая 2022 года в одностороннем порядке приостановила действие СоИДН. Ответной мерой со стороны России стал Указ президента РФ № 668 от 26 сентября 2022 года, которым также приостановлено действие СоИДН с Латвией уже с российской стороны. После приостановки действия СоИДН Латвия будет взимать налог в размере 20% на доходы с капитала — проценты, прирост с капитала, дивиденды, если за распределенную прибыль не уплачен подоходный налог с предприятия.

В середине декабря 2022 года правительство России внесло в Госдуму законопроект, который предусматривает расторжение соглашения. Депутаты планируют начать его рассматривать в феврале 2023 года. В случае если уведомление о расторжении в адрес Латвии будет отправлено до 30 июня 2023 года, то соглашение прекратит свое действие с 1 января 2024 года.

Фото:Shutterstock

Налогообложение цифровых финансовых активов (ЦФА)

Московская биржа заявила о готовности запустить первый цифровой финансовый актив (ЦФА) совместно с Газпромбанком. СПБ Биржа также планирует стать интегратором на рынке вторичного обращения цифровых финансовых активов (ЦФА).

Инвесторам, которые будут готовы вложиться в такие инструменты, следует иметь в виду, что с точки зрения налогов объектом налогообложения являются не сами ЦФА, а права, которые они дают на определенный актив. «Если в основе прав ЦФА лежат облигации, то и учитываться они будут как облигации со всеми особенностями актива, в том числе его налогообложения», — считает Александра Янковская.

Фото:Shutterstock

2023 год может стать последним для открытия трехлетнего ИИС

Трехлетние индивидуальные инвестиционные счета первого и второго типов (ИИС-1 и ИИС-2) будут заменены на новый тип этого инструмента — ИИС-3, налоговый вычет по которому будет стимулировать долгосрочные инвестиции со сроком пять — десять лет и более. Представители Минфина и глава Банка России сроком введения нового ИИС называют 2024 год.

«Предполагается, что кроме инвестиций новый вычет будет включать в себя расходы по договорам с НПФ и страховым полисам на срок не менее десяти лет. Иными словами, это будет единый налоговый вычет, который можно будет применять в работе с ИИС, а также при добровольном страховании пенсии и жизни», — говорит соучредитель онлайн-сервиса «НДФЛка.ру» Дмитрий Костальгин.

Также планируется, что у вычета ИИС-3 не будет ограничений по денежным взносам — сейчас на ИИС можно положить до ₽1 млн в год. Однако размер взноса, с которого будут рассчитывать вычет (тип А), останется в пределах ₽400 тыс. в год.

После введения законодательства об ИИС-3 нельзя будет открыть новые ИИС-1 или ИИС-2, а уже открытые продолжат действовать. Поэтому тем инвесторам, которые не готовы переходить на долгосрочные инвестиции, но хотят получать налоговый вычет, стоит открыть ИИС-1 или ИИС-2, не откладывая в долгий ящик.

Президент России Владимир Путин подписал закон, который решает проблему двойственности ИИС. Он предусматривает сохранение права на налоговый вычет для владельцев ИИС при переводе иностранных бумаг от одного профучастника к другому из-за санкций. Закон вступил в силу со дня его опубликования — 28 декабря 2022 года.

Кроме того, для обязательного срока в 30 дней, в течение которого нужно перевести активы со старого ИИС на новый и закрыть старый счет, чтобы не потерять льготу, сделали исключение. Такое правило теперь не применяется для ИИС, которые были закрыты после 24 февраля 2022 года. Эта норма распространяется только на правоотношения, связанные с прекращением учета бумаг на ИИС с 24 февраля 2022 года до истечения одного месяца со дня вступления закона в силу.

Фото:uforms.ru для РБК Quote

Основной инструмент денежно-кредитной политики центрального банка страны. Это процентная ставка, которая определяет минимальную стоимость денег в стране, влияет на ставки кредитов, депозитов, размер купона торгуемых облигаций. Центробанк воздействует на инфляцию и валютные курсы, изменяя ключевую ставку. Например, если ключевая ставка повышается, то кредиты и депозиты становятся дороже, а инфляция сдерживается. Лицо, выпускающее ценные бумаги. Эмитентом может быть как физическое лицо, так и юридическое (компании, органы исполнительной власти или местного самоуправления). Финансовый инстурмент, используемый для привлечения капитала. Основные типы ценных бумаг: акции (предоставляет владельцу право собственности), облигации (долговая ценная бумага) и их производные. Подробнее Регламентированный рынок, где встречаются продавцы и покупатели, торгующие различными активами: акциями, облигациями, валютой, фьючерсами, товарами. Стать участником торгов на бирже может каждый – для этого нужно открыть брокерский счет. Каждая сделка заключается по рыночной цене, совершается практически мгновенно, а также регистрируется и контролируется. Подробнее Долговая ценная бумага, владелец которой имеет право получить от выпустившего облигацию лица, ее номинальную стоимость в оговоренный срок. Помимо этого облигация предполагает право владельца получать процент от ее номинальной стоимости либо иные имущественные права. Облигации являются эквивалентом займа и по своему принципу схожи с процессом кредитования. Выпускать облигации могут как государства, так и частные компании. Инвестиции — это вложение денежных средств для получения дохода или сохранения капитала. Различают финансовые инвестиции (покупка ценных бумаг) и реальные (инвестиции в промышленность, строительство и так далее). В широком смысле инвестиции делятся на множество подвидов: частные или государственные, спекулятивные или венчурные и прочие. Подробнее Дивиденды — это часть прибыли или свободного денежного потока (FCF), которую компания выплачивает акционерам. Сумма выплат зависит от дивидендной политики. Там же прописана их периодичность — раз в год, каждое полугодие или квартал. Есть компании, которые не платят дивиденды, а направляют прибыль на развитие бизнеса или просто не имеют возможности из-за слабых результатов. Акции дивидендных компаний чаще всего интересны инвесторам, которые хотят добиться финансовой независимости или обеспечить себе достойный уровень жизни на пенсии. При помощи дивидендов они создают себе источник пассивного дохода. Подробнее

Ольга Копытина

Ольга Копытина

Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России

Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России

Иностранная инвестиционная деятельность является важной составляющей нормального функционирования экономики любого государства, и Россия не исключение. В контексте этого тезиса правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ приобретает огромное значение для страны, ибо их отсутствие негативно отражается на экономике. Проблемы с их привлечением вызваны не только кризисом, но и несовершенством правовой базы и правовых институтов, действующих на территории страны. Поэтому целесообразно рассмотреть особенности регулирования капиталовложений подробнее.

Что такое иностранные инвестиции

Понятие и правовой режим иностранных инвестиций в России определены положениями Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ (далее – «Об иностранных инвестициях в РФ»). Таковыми, согласно ст. 2 закона, являются имущественные вложения зарубежных инвесторов в объект предпринимательства на территории РФ.

Инвестиции могут осуществляться в форме вложения материальных и нематериальных ценностей, денег или акций, имущества и имущественных прав, услуг и даже информации, при этом они обязательно должны принадлежать иностранному инвестору и быть не изъятыми из гражданского оборота.

На зарубежную инвестиционную деятельность влияют не только правовые аспекты, но и политико-экономические факторы. Во избежание связанных с ними неблагоприятных последствий для иностранных инвесторов, ст. 4 закона предписывает иностранным инвестициям национальный правовой режим. Он, в частности, не может быть менее благоприятным, чем «правила игры», предоставленные отечественным инвесторам. При этом законодательство может предусматривать как ограничительные, так и стимулирующие исключения из этого правила.

Читать статью  Зеленский подписал закон об «инвестнянях»

Кто такой иностранный инвестор

Иностранным инвестором, согласно ст. 2 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», признается лицо, осуществляющее инвестиционную деятельность на территории РФ и являющееся:

    ;
  • иностранной правоспособной организацией, не образующей юридического лица;
  • право- и дееспособным гражданином другого государства;
  • право- и дееспособным апатридом;
  • международной организацией;
  • другим государством.

Правовые основы инвестиционной деятельности, установленные законодательством РФ, в равной мере гарантируют инвесторам – и иностранным, и российским – недискриминацию и соблюдение их прав и интересов, в частности: равнозначные условия ведения бизнеса, исключение неблагоприятных изменений в законодательстве, компенсацию при национализации и реквизиции, правосудие, участие в приватизации и другие. Кроме того, для привлечения зарубежного капитала в РФ законодательство предусматривает некоторые льготы.

Рекомендуем узнать больше информации о том, кто такой иностранный инвестор.

Нормативно-правовая база для инвестиционной деятельности

Российское законодательство призвано к всеобъемлющему охвату и решению комплекса и многообразия проблем, потенциально возникающих у иностранных инвесторов. Согласно ст. 3 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», именно этот нормативный правовой акт наравне с другими федеральными законами, кодексами и законами субъектов Федерации является основой нормативно-правовой базы, регулирующей зарубежные капиталовложения.

Так как в основном регулируются отношения в области иностранных инвестиций именно такими нормативно-правовыми актами, целесообразно рассмотреть их подробнее:

  • Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 18.07.2017) – определяет ряд государственных гарантий иностранным инвесторам при совершении ими инвестиционной деятельности;
  • Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ – определяет общие нормативы, связанные с ввозом и вывозом товаров, услуг, работ, результатов интеллектуальной деятельности и т. д.;
  • Налоговый кодекс РФ – регулирует отношения инвесторов и налоговых органов в вопросе налогообложения;
  • Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ регулирует инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений;
  • Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее – «О порядке осуществления иностранных инвестиций») от 04.2008 № 57-ФЗ – определяет некоторые ограничения для иностранных инвестиций.

Вместе с тем государство осуществляет и универсальное правовое обеспечение, которое регламентирует общие принципы и правила, касающиеся инвестиционной деятельности субъектов. Это, в частности, Гражданский и другие кодексы, Федеральный закон «Об акционерных обществах» и многие другие. Кроме того, нельзя не упомянуть международные договоры, заключенные РФ.

Правовые формы осуществления инвестиционной деятельности

Устанавливая национальный режим для зарубежных капиталовложений, законодатель, согласно ст. 6 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», допускает право инвестора осуществлять их как угодно, если это не запрещено законом. Правоприменительная практика традиционно выделяет три правовые формы осуществления иностранных инвестиций:

  • компании с иностранными инвестициями;
  • создание филиалов и представительств зарубежных компаний;
  • инвестиции в форме договоров.

Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России

Рассмотрим каждую из них подробнее.

Компании с зарубежными вкладчиками

Коммерческие организации с иностранными инвестициями традиционно создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ. Несмотря на наличие иностранного капитала, они регистрируются налоговыми органами в общем порядке, в соответствии с Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

При этом правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями определяется нормативами Закона «Об иностранных инвестициях в РФ». Стоит учесть, что инвесторы могут осуществлять вложения не только в новые компании, но и приобретать доли в уже существующих обществах. С момента проведения такой сделки компания будет признаваться организацией с иностранными инвестициями.

При организации предприятий с иностранными вложениями должны быть учтены не только права иностранных инвесторов, но и права отечественных участников: в частности, следует предотвращать создание дочерних компаний иностранных юридических лиц в РФ.

Кстати, важно различать инвестиционную и предпринимательскую деятельность: последняя осуществляется не путем вложений, а путем создания российских филиалов.

Представительства и филиалы

Представительства и филиалы – это, как указано в ст. 55 Гражданского кодекса РФ, обособленные структурные подразделения, через которые, согласно Закону «Об иностранных инвестициях в РФ», иностранные компании вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в РФ.

Источники регулирования иностранных инвестиций требуют от таких филиалов и представительств обязательной государственной аккредитации, которую проводят налоговые органы. С момента ее проведения филиал и представительство приобретают право на ведение деятельности, соответствующей их целям. Несмотря на это, в силу необходимости иностранных финансовых вложений, это не только организационная форма предпринимательства, но и форма инвестиционной деятельности.

В силу действия ст. 55 ГК РФ, филиалы и представительства иностранного юридического лица в России имеют различия. Так, если филиалы способны выполнять все или часть хозяйственных функций юридического лица, то представительства выполняют лишь организационно-правовые функции. Но независимо от этих отличий обе формы не являются самостоятельными юридическими лицами.

Инвестиции в форме договоров

Международное частное право различает множество форм договорных отношений, но лишь некоторые из них могут иметь характер инвестиционного сотрудничества.

Они, в частности, должны отвечать таким признакам:

  1. Иметь долгосрочный характер.
  2. Иметь инвестиционный риск неокупаемости, невозврата инвестиций и т. д.
  3. Договоры содержат обязанность целевого использования инвестиций.
  4. Вложения должны иметь коммерческий характер, т. е. быть направленными на получение дохода.

По сути, законодательство различает множество договоров, подпадающих под такие признаки. В контексте этого инвестиционными могут быть признаны договоры различного характера и различной деятельности. Таковыми, в частности, могут быть:

  • договор о привлечении инвестиций;
  • договор коммерческой концессии;
  • договор простого товарищества;
  • договор займа для инвестирования в основные средства предприятия;
  • договор финансовой аренды;
  • соглашение о разделе продукции.

Обратим внимание, что существующая в РФ свобода форм осуществления иностранных инвестиций, закрепленная ст. 6 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», позволяет инвесторам заключать любые договоры, носящие инвестиционный характер.

Принципы регулирования инвестиций в РФ

Правовая доктрина и анализ правоприменительной практики позволяют выделить три главных принципа, на основании которых осуществляется правовое регулирование иностранных инвестиций:

  • безусловно, основой правового регулирования иностранных инвестиций в России является национальное законодательство. Регулирование капиталовложений осуществляется исключительно на федеральном уровне;
  • безальтернативное действие национального правового режима, регламентирующее обязательное уравнивание в правах отечественных и иностранных инвесторов, за исключением стимулирующих или ограничительных изъятий. Такие особенности правового регулирования могут быть установлены федеральным законодательством, но в целом равноправие гарантируется всем инвесторам, независимо от национальности;
  • необходимость соблюдения отечественной нормативной базой норм международных договоров и международного законодательства.

Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России

Рассмотрим особенности каждого принципа отдельно.

Применение национального законодательства

Внутреннее право, безусловно, является одной из основ регулирования инвестиционной деятельности в любом из государств, и Россия не исключение.

Инвестиционное законодательство следует воспринимать как комплекс нормативно-правовых актов, регулирующих не только инвестиционную деятельность, но и валютные отношения и контроль, трудовые правоотношения и иные аспекты инвестиционной деятельности.

При этом нужно отметить, что в России национально-правовое регулирование иностранных инвестиций основано на специальных инвестиционных законах, что характерно для стран с переходной экономикой.

Эти законы определяют единый режим для иностранных и отечественных инвестиций, однако не применяют коллизионного метода регулирования, прямо устанавливая порядок отношений между инвесторами и государством.

Интересно, что в развитых странах подобного инвестиционного законодательства вообще не существует, в силу чего к иностранным инвесторам применяются те же нормы, что и для других гражданских субъектов.

Равноправие иностранных и российских инвесторов

Гражданско-правовое регулирование иностранных инвестиций в предпринимательском праве на территории Российской Федерации направлено на обеспечение интересов каждого инвестора, независимо от формы осуществляемых им инвестиций, национальности, объемов капиталовложений, полученной прибыли и иных субъективных аспектов их деятельности.

Гарантии такой защиты закреплены как отечественным законодательством, так и обязательствами РФ по международным договорам и конвенциям. На такую защиту от любых неэкономических факторов вправе претендовать каждый инвестор, и государство обязано ему ее предоставить.

Международная нормативная база об инвестициях

Помимо национального законодательства, правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ и других странах осуществляется также и международными договорами, заключенными между государствами и иными субъектами международного права. По кругу участников их обычно делят на многосторонние, региональные и двусторонние международные договоры. Наиболее влиятельными и значимыми источниками инвестиционного права, безусловно, являются многосторонние международные договоры. Многосторонняя система регулирования иностранных инвестиций позволяет обеспечить сохранность капиталовложений на межгосударственном уровне. Рассмотрим некоторые примеры подробнее.

Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров

В историческом прошлом инвесторы, которые вкладывали капитал в экономику иностранного государства, в случае изменения политической ситуации в государстве-реципиенте могли лишиться вложенных средств и имущества, имея только два варианта защиты нарушенных прав. В связи с этим вторую половину XX века международное сообщество пыталось выработать механизм, защищающий права инвесторов от нарушений со стороны таких государств.

Одним из наиболее влиятельных международных договоров, регулирующих международную инвестиционную деятельность, является Вашингтонская конвенция по урегулированию инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами, подписанная 18 марта 1965 года.

Являясь универсальным источником международного права, она стала фундаментом, на котором основана система мер по разрешению инвестиционных споров. Российская Федерация подписала Конвенцию 16 июня 1992 года, но до настоящего времени не ратифицировала. На данный момент участниками Вашингтонской конвенции являются более 150 государств.

Главным ее достижением является создание автономного Международного центра по урегулированию инвестиционных споров. Центр стремится устранить все внешнеэкономические препятствия на пути частных инвестиций и рассматривается как одно из самых авторитетных международных арбитражных учреждений, где все споры разрешаются путем примирительных процедур либо путем арбитража.

Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций

Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России

Как уже было отмечено выше, страна-реципиент зарубежного капитала, не всегда может обеспечить ему надлежащую защиту, но развитие новых форм сотрудничества привело к учреждению более действенных механизмов защиты инвестиций – страхованию.

Результатом данного процесса стала Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, подписанная 11 октября 1985 года. Наряду с Вашингтонской конвенцией, Сеульская является важнейшим документом в вопросе защиты инвестиций. Гарантии, предоставляемые инвесторам со стороны Агентства, призваны защитить их от большинства неэкономических рисков при инвестиционной деятельности в странах–членах конвенции. Единственное, от чего не страхует агентство, – это от экономических рисков, в том числе банкротства. Агентство выступает гарантом того, что права инвесторов не будут нарушены.

Одним из участников Сеульской конвенции является Россия, которая ратифицировала ее в 1992 г.

Международные договоры в рамках СНГ

Наряду с многосторонними международными договорами нельзя не обратить внимание на региональные международные соглашения, заключаемые Россией в рамках СНГ. За 26 лет существования Содружества его членами их было подписано около 500, многие из которых касались инвестиционной деятельности, например:

  • Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (1993).
  • Конвенция СНГ о защите прав инвестора (1997).
  • Договор о Евразийском экономическом союзе (2014).

Следует учитывать, что все эти договоры и соглашения действуют лишь в рамках регионального сотрудничества стран СНГ, поскольку представленные в них положения устанавливают некоторые привилегии представителям стран СНГ.

Меры государственного регулирования зарубежных инвестиций

В силу действия ст. 4 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ» и установленного ею национального правового режима для иностранных инвестиций, деятельность зарубежных инвесторов находится под такой же защитой законодательства, как и деятельность российских компаний. Применяемый к иностранным компаниям правовой режим не может быть менее благоприятным.

Несмотря на одинаковые меры регулирования в области иностранных инвестиций, законодатель не исключает возможности применения стимулирующих или ограничительных изъятий. Правда, ограничения возможны лишь в целях защиты конституционного строя, безопасности государства, а также прав и законных интересов других лиц.

Читать статью  Инвестиционный консультант

В то же время стимулирование в виде льгот для инвесторов может быть установлено законодательством в интересах социально-экономического развития страны. Каких-либо запретительных мер в отношении экономических инвестиций закон предусматривать не может. Кроме того, меры государственного регулирования могут быть выражены в форме государственных гарантий.

Государственные гарантии иностранным инвесторам

Законодательство РФ посредством федеральных законов, обязательств по международным договорам и иным нормативно-правовым актам гарантирует полную и всеобъемлющую защиту прав и интересов зарубежных инвесторов. Одним из основных нормативно-правовых актов, предусматривающих государственное гарантирование иностранных инвестиций, является Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Вышеуказанный закон наделяет инвесторов следующими правами:

  • осуществление инвестиционной деятельности в любых не запрещенных законодательством формах;
  • обладание правосубъектностью на территории РФ;
  • защита от неблагоприятных изменений законодательства;
  • объективное правосудие;
  • использование правомерных доходов по собственному усмотрению;
  • беспрепятственный вывоз документов и имущества, ввезенных в качестве инвестиций;
  • покупка ценных бумаг и участие в приватизации;
  • получение льгот.

Правительственные органы, контролирующие инвестиции

В соответствии с Законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций» и постановлением Правительства РФ от 06.07.2008 № 510, Кабинетом министров образована Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. Ее состав определяется Правительством РФ, главой считается премьер-министр.

В число основных задач Комиссии входит предварительное согласование сделок, которые могут повлечь установление контроля иностранных инвесторов над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение, согласование возможности установления такого контроля, а также отказ в согласовании.

При рассмотрении ходатайств инвесторов и выполнении иных функций она запрашивает в органах исполнительной власти требуемую информацию, заслушивает экспертов и принимает решения большинством голосов.

Иностранные инвестиции в стратегические отрасли экономики

Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России

Одним из исключений для иностранных инвесторов является ограничение возможности их участия в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для экономики, безопасности, обороны страны и иных стратегических направлений. Изъятие не носит запретительный характер, поэтому допуск к участию иностранных инвесторов в инвестиционной деятельности по отношению к стратегическим отраслям не запрещен, но требует соблюдения некоторых условий.

Так, ст. 4 Закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций» допускает совершение подобных инвестиционных сделок, которые могут повлечь установление контроля иностранцами, лишь при условии, если разрешение на то даст вышеуказанная Правительственная комиссия.

Допуск зарубежных инвесторов к инвестированию в стратегические отрасли возможен по их ходатайству, поданному в Комиссию со всеми необходимыми документами, указанными в ст. 8 закона. Она проверяет поданные документы, получает необходимые заключения и запрашивает необходимые материалы относительно угрозы стратегическим отраслям у других уполномоченных органов и только после этого принимает решение о предварительном согласовании сделки, согласовании установления контроля или отказе в них.

Решение должно быть принято в течение трех месяцев с момента подачи ходатайства. Ст. 6 закона определяет 45 видов деятельности, которые имеют стратегическое значение для обороны и безопасности страны.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности: актуальные проблемы

Несмотря на весьма внушительную, подробную и многообразную нормативно-правовую базу, правовое регулирование иностранных инвестиций нередко характеризуется наличием ряда проблемных вопросов. Все они по большей части касаются инвестиционного законодательства. Нам удалось выделить наиболее приоритетные проблемные вопросы.

Правовое регулирование иностранных инвестиций в России

Бутузова, А. С. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России / А. С. Бутузова, Е. В. Афанасьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 711-713. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17516/ (дата обращения: 25.01.2023).

Иностранные инвестиции представляют собой важный процесс, необходимый для нормального функционирования производственной деятельности любой страны. И Россия не является исключением. Конечно, данный процесс вызывает множество самых разнообразных проблем, которые сложно решить даже самым опытным специалистам. Однако эти препятствия являются лишь стимулом к нахождению, разработке новых способов достижения наилучших результатов при осуществлении инвестиционной деятельности.

Возникновение проблем с привлечением иностранных инвестиций в России связано с недостаточной разработкой правовой системы регулирования инвестиционной деятельности, правовых институтов иностранных инвестиций и неточностью толкования норм в законах. Необходимо рассмотреть сложившуюся ситуацию, так как сфера иностранного инвестирования постепенно приобретает важное значение для производственной деятельности субъектов РФ, так и для России в целом.

Следовательно, правовое регулирование имеет огромное значение для России. Поэтому и необходимо обращать внимание на данную проблему, для устранения существующих недостатков и внедрения более эффективных механизмов её функционирования.

Понятие и сущность иностранных инвестиций

В соответствии со статьей 2 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» иностранная инвестиция — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации [1].

Нормативно-правовые акты России об иностранных инвестициях

Одним из самых главных нормативно-правовых актов, предусматривающих регулирование поступлений инвестиций от иностранных инвесторов в Российской Федерации, является Федеральный закон № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ”.

Правовые нормы в России охватывают все многообразие проблем, возникающих в связи с осуществлением иностранной инвестиционной деятельности, входят в разные отрасли права. Этим и объясняется деление законодательства РФ на специальное и универсальное.

Специальное законодательство представляет собой комплекс, состоящий из законов и подзаконных актов, осуществляющих регламентирование организации инвестиционной деятельности и ее правовой формы, легализованной в Российской Федерации. Подобными нормативно-правовыми актами являются Федеральный закон № 39-ФЗ “Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений”, принятый 25 февраля 1999 года, Федеральный закон № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ”, принятый 9 июля 1999 года и др. [2].

Универсальное законодательство содержит в себе основные принципы и общие правила, согласно которым происходит осуществление деятельности иностранных инвесторов наравне с остальными субъектами РФ, а также регулирование гражданских правоотношений в различных направлениях экономики. В качестве примеров таких нормативных актов выступают кодексы Российской Федерации, Федеральный закон “Об акционерных обществах” и другие [3].

Принципы регулирования иностранных инвестиций в России

Выделяют три основных принципа правового регулирования иностранных инвестиций:

1) Инвестиции регулируются только на федеральном уровне;

2) Осуществление равной защиты прав как иностранных инвесторов, так и российских. Данный принцип предполагает предоставление защиты каждому из инвесторов вне зависимости от формы инвестиций и их принадлежности иностранным или российским субъектам.

3) Принятие норм международных договоров о правовом регулировании иностранных инвестиций российским законодательством.

Правовые гарантии иностранных инвесторов в Российской Федерации

В Российской Федерации с помощью федеральных законов, международных договоров и иных нормативно-правовых актов обеспечивается защита интересов иностранных инвесторов.

Выделяют следующие виды правовых гарантий зарубежных инвесторов:

1) Право осуществления инвестиций в различных формах на территории РФ;

2) Право передачи своих прав и обязанностей другому лицу;

3) Право на получение компенсации при отчуждении или реквизиции имущества;

4) Право на защиту от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации;

5) Право на осуществление рационального разрешение спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиционной деятельностью;

6) Право на использование правомерных доходов от инвестиций на территории России и перевода этих доходов за пределы РФ;

7) Право на беспрепятственный вывоз из Российской Федерации имущества, документов, записей на электронных носителях, которых были ввезены в Россию в качестве иностранных инвестиций;

8) Право на приобретение выпускаемых государством и российскими коммерческими организациями ценных бумаг;

9) Право на возможное участие в процессе приватизации;

10) Право на получение земельных участков, других природных ресурсов, зданий и сооружений и иные виды недвижимого имущества;

11) Право на получение льгот по уплате таможенных платежей;

12) Право на получение льгот от органов местного самоуправления и субъектов РФ. [4]

Проблемы правового регулирования инвестиций

Несмотря на наличие нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность и многообразие гарантий, представляемых иностранным инвесторам, можно выделить ряд проблем в правовом регулировании иностранных инвестиций.

Можно выделить следующие приоритетные направления изменения правой основы инвестиционной деятельности, поступления иностранных инвестиций в РФ:

1) Более глубокий анализ гарантий, предоставляемых зарубежным инвесторам. В частности введение полноценной стабилизационной оговорки, которая представляет собой полноценную гарантию от вступления в силу федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, изменяющих налоговую нагрузку иностранных инвесторов или режим запретов, возлагаемых на них, в течении всего периода осуществления инвестиционного проекта. Так как согласно Федеральному закону № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ” стабильность инвестора поддерживается не более семи лет со дня начала финансирования инвестиционного проекта, кроме исключительных случаев, предусмотренных данным законом.

2) Обеспечение законодательного сотрудничества между федеральным центром и его регионами, с целью достижения соглашения в сфере регулирования инвестиционной деятельности иностранных инвесторов. Необходимо также определить различие в формах, содержании и предназначении гарантий, предоставляемых органам государственной и субъектам Российской Федерации, а также их ответственность и обязанность при осуществлении данных гарантий.

3) Развитие в российском законодательстве более эффективной системы использования международных норм, способных разрешать инвестиционные споры.

4) Обеспечение возможности разрешать споры, возникающие в процессе инвестиционной деятельности в международных арбитражных судах.

5) Разработка конкретных правовых институтов, отвечающих за предоставление выгоды от инвестиционного проекта иностранным инвестором, а также за выплату последним компенсаций в случае причинения им вреда.

6) Возможно, большое значение сыграли бы специализированные арбитражные суды, созданные для разрешения споров, возникающих при участии иностранных инвесторов. Это послужило бы к созданию атмосферы более полного доверия зарубежных инвесторов к правовой системе России, осуществляющей защиту их интересов.

7) Учреждение специального уполномоченного органа, в полномочия которого входит рассмотрение жалоб иностранных инвесторов.

8) Закрепление всех необходимых условий осуществления поступлений иностранных инвестиций, а также основных взиманий и льгот [5].

Главной чертой правового регулирования государством инвестиционных отношений является двоякая роль государства: в одних случаях оно выступает непосредственно как лицо, осуществляющее инвестиции, а в других — как лицо, обладающее властными полномочиями, гарантирующее осуществление инвестиционной деятельности. В форме инвестиционных договоров, договоров долевого участия в строительстве, строительного подряда, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, возмездного оказания услуг, государственными контрактами на выполнение подрядных работ для государственных нужд, финансовой аренды (лизинга), соглашениями о разделе продукции будут представлены отношения, связанные с осуществлением капитальных вложений.

Смешанный предпринимательский договор, содержащий наряду с гражданско-правовыми нормами также публично-правовые (налоговые, административные, в области природопользования и пр.) представляет собой соглашение о разделе продукции. Правовой режим соглашения о разделе продукции заключается в том, что инвестор освобождается от уплаты федеральных региональных и местных налогов и сборов, за исключением налога на прибыль, платежей за пользование недрами, единого социального налога и замене традиционного налогообложения разделом продукции [6].

Правовое регулирование иностранных инвестиций носит комплексный характер, который создает в практике применения права и законодательной деятельности, четко выраженные трудности. Основой правового регулирования должен быть принцип равноправия всех участников инвестиционной деятельности независимо от их отечественного или зарубежного происхождения, организационно-правовых форм и форм собственности.

4. В. Т. Батычко Международное частное право. Конспект лекций. — Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.

5. Крупко С. Инвестиционная деятельность в субъектах Российской Федерации // Хозяйство и право. 2000. N 10.

6. Платонова Н. Проблемы законодательного регулирования соглашений о разделе продукции // Хозяйство и право. 1998. N 3, 4.

Основные термины (генерируются автоматически): инвестиционная деятельность, правовое регулирование, Россия, инвестиция, инвестор, Российская Федерация, раздел продукции, РФ, инвестиционный проект, российское законодательство.

Похожие статьи

Гарантия прав и законных интересов инвесторов в Российской.

инвестиционная деятельность, гарантия, законный интерес инвесторов, РФ, инвестор, местное самоуправление, Россия, бездействие органов, законодательство РФ, иностранный инвестор.

К вопросу об основных понятиях инвестиционной деятельности

Статья посвящена определению ключевых проблем и вопросов правого регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации. Определяется законодательная проблема инвестиционной деятельности.

К проблеме привлечения иностранных инвестиций в Российскую.

Российская Федерация, инвестиция, Россия, инвестиционная деятельность, иностранный инвестор, российский рынок, итальянская компания, иностранный капитал, инвестиционная привлекательность.

Проблемы инвестирования как концептуальное препятствие.

Ключевые слова: инвестиции, правовой статус, проблемы, инвестиционная деятельность, инвестор. В современном мире ни один здравомыслящий инвестор не будет вкладывать свои финансовые средства, рисковать ими, без наличия должных оснований.

Тенденции развития правового регулирования деятельности.

инвестиционная деятельность, инвестиция, сфера инвестиций, инвестор, Россия, иностранный капитал, РФ, Российская Федерация, инвестиционное законодательство, национальное законодательство.

Особенности государственного регулирования инвестиционной.

Принципы регулирования инвестиционной сферы в России определяются федеральными законами «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. №.

Анализ структуры и динамики прямых иностранных инвестиций.

Россия, инвестиция, Российская Федерация, мировая экономика, долл, инвестиционная привлекательность, резкий спад, инвестиционная деятельность, российская экономика, нормативно-правовая база.

Правовое регулирование специальных инвестиционных.

Российская Федерация, специальный инвестиционный контракт, Россия, территория РФ, инвестор, ненадлежащее выполнение, инвестиционный контракт, инвестиционная деятельность, Калининградская область.

Порядок регулирования иностранных инвестиций в российские.

Правовое регулирование иностранных инвестиций в России.

К проблеме привлечения иностранных инвестиций в Российскую Федерацию.

Развитие законодательства Республики Казахстан по регулированию иностранных инвестиций.

Источник https://quote.rbc.ru/news/article/63a471f49a794703832c1983

Источник https://immigrationtorussia.com/dlya-inostrantsev/biznes/osobennosti-pravovogo-regulirovaniya-inostrannyh-investitsij-v-rossii

Источник https://moluch.ru/archive/88/17516/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: