Взять машину в лизинг
Лизинг — это когда вы берете чье-то имущество в аренду и можете выкупить его в конце с учетом выплаченных регулярных платежей. В лизинг можно брать, например, оборудование и недвижимость. В этой статье речь пойдет про машины.
Чем лизинг отличается от аренды и автокредита
По сути, лизинг — это что-то среднее между арендой и кредитом. При аренде вы платите определенную сумму за месяц, неделю или день собственнику машины и получаете ее в пользование, а когда срок истекает, возвращаете автомобиль владельцу. На этом ваши отношения заканчиваются.
Если вы берете в банке автокредит, то сразу получаете машину в собственность. Затем в течение установленного срока возвращаете банку заемные деньги с процентами.
В случае с лизингом машина в течение всего срока договора находится в собственности лизингодателя — это может быть физлицо, банк или специализированная финансовая компания. Лизингополучатель так же, как и арендатор, пользуется машиной за определенную сумму в месяц, постепенно выплачивает его стоимость.
Как правило, цена автомобиля в лизинге ниже, чем если брать автокредит, т.к. лизингодатели часто сотрудничают с производителями или автосалонами и закупают машины оптом со скидкой.
Как работает лизинг
Чаще всего лизингополучатель при заключении договора платит лизингодателю первый взнос. Его размер зависит от кредитной политики лизингодателя, машины, финансового состояния лизингополучателя и других факторов. В среднем взнос может составлять от 10% до 30%, в каких-то случаях — 50%, в каких-то его может не быть совсем.
В лизинговый платеж входит компенсация стоимости машины и вознаграждение лизингодателя. По окончании действия договора вы перечисляете лизингодателю выкупной платеж, и машина переходит в вашу собственность.
Сумма месячного платежа и срок чаще всего подобраны так, что за время действия договора вы компенсируете лизингодателю всю стоимость автомобиля. Выкупной платеж обычно составляет символическую сумму — в пределах нескольких тысяч рублей.
Иногда договор лизинга не предусматривает обязательного выкупа объекта. В этом случае сумма лизинговых платежей не покрывает стоимость машины, а по окончании срока действия договора вы должны вернуть автомобиль лизингодателю. Затем вы можете на сопоставимых условиях взять в лизинг новую машину. Лизинг без выкупа удобен, если транспортное средство нужно на короткий срок или если вы хотите регулярно брать новую машину.
Также можно передать право выкупа машины другому лицу. Если вы хотите провести такую операцию, это условие нужно включить в договор лизинга при заключении либо затем указать в дополнительном соглашении.
Что в договоре
В отличие от кредита, в лизинге вы не сразу становитесь собственником машины, и подписываете договор, в котором, как правило, прописаны ограничения на использование имущества. Это может быть:
- Необходимость обслуживаться в конкретном сервисе ТО.
- Запрет на сдачу в аренду.
- Лимит по пробегу в месяц или в год.
- Необходимость согласовывать с лизингодателем выезд на автомобиле за границу.
- При работе в такси — ограниченный перечень таксопарков.
Основные условия, которые прописывают в договоре:
- Субъекты договора.
- Предмет лизинга, то есть автомобиль.
- Права и обязанности сторон сделки.
- Ответственность сторон за невыполнение условий договора.
- Порядок выплат.
- Условия по выкупу, если он есть.
- Страхование ответственности.
Как правило, лизингодатель берет на себя страховку, регистрацию в ГИБДД и при необходимости — оформление лицензии на такси, а еще предоставляет автомобиль на подмену на время оформления документов или ремонта.
Перед подписанием договора обязательно сверьте параметры машины с данными, указанным в документе: марку, модель, VIN-номер, номер двигателя. Если вы берете в лизинг подержанный автомобиль, то проверьте его юридическую чистоту:
1. Узнать, не числится ли автомобиль в угоне, можно на сайте ГИБДД или на одном из коммерческих порталов, например, — Автокод.
2. Проверить, не передана ли машина в залог по кредиту, вы можете на сайте Федеральной нотариальной палаты в реестре залогов.
Как лизинг влияет на налоги
По закону, машина может быть зарегистрирована в ГИБДД и на лизингодателя, и на лизингополучателя. У кого машина на балансе, налоговой неважно, но от того, на кого зарегистрирован автомобиль, будет зависеть, кто платит транспортный налог. Если машина зарегистрирована на вас, его нужно платить независимо от системы налогообложения.
Еще важно понимать, как на налогах отражаются лизинговые платежи. В ряде случаев лизинговые платежи позволяют снизить налогооблагаемую базу.
- При общей налоговой системе (ОСНО) вы можете вычесть лизинговые платежи из своих доходов при расчете НДФЛ. Также вы сможете взять к вычету НДС, но лишь в том случае, если лизингодатель тоже платит этот налог.
- При УСН «Доходы минус расходы» вы, как и при ОСНО, можете уменьшить облагаемую базу за счет лизинговых платежей.
- При УСН «Доходы» или патентной системе платежи по лизингу не влияют на сумму налога.
- Если вы зарегистрированы как плательщик налога на профессиональный доход (самозанятый), то на ваших платежах в бюджет лизинг тоже никак не отразится.
Лизинг в Модульбанке
И еще расскажем про Модульлизинг — сервис для тех, кто хочет работать в такси. В банке есть возможность взять машину без первоначального взноса, а на время ремонта выдают подменный автомобиль. Для работы нужно ИП, если его нет, банк зарегистрирует вас сам.
Лизинг становится частью экосистем крупных банков
Сегодня свои лизинговые подразделения и даже группы компаний есть в России практически у всех крупных банков. В рэнкинге рейтингового агентства «Эксперт РА» за первое полугодие 2019 года среди топ-30 лизинговых компаний около трети составляют банковские «дочки». Соответствующие структуры есть у Сбербанка, ВТБ, Альфа-банка, Газпромбанка, Райффайзенбанка, ЮниКредит Банка, ПСБ и пр.
При этом, как говорит директор некоммерческого партнерства «Лизинговый союз», председатель подкомитета по лизингу совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ Евгений Царев, для банков лизинг — непрофильная деятельность, связанная с рядом обременений: «Это хлопотное для банков дело: актив передается в лизинг, за ним надо следить, а в случае неисполнения клиентом условий договора изымать, ставить на свой баланс, а потом реализовывать как проблемный актив». При этом оценка клиента и проекта может проводиться по банковским моделям, как при кредитовании, под которые подходят не все лизингополучатели. Почему же банки идут на этот рынок и чем их предложение отличается по отношению к специализированным лизинговым компаниям?
Растущий рынок
Лизинг является одним из самых быстрорастущих сегментов финансового рынка. Согласно данным «Эксперт РА», по итогам первого полугодия 2019 года объем нового бизнеса в сегменте лизинга составил 730 млрд руб., увеличившись на 13% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Это меньше, чем в первые шесть месяцев в 2018 и 2017 годах, когда рост был на уровне 55 и 51% соответственно. По прогнозам аналитиков «Эксперт РА», по итогам 2019 года рост составит 15%. Доля лизингового бизнеса в ВВП также показывает положительный тренд — за первые шесть месяцев текущего года она достигла уровня 1,5% против 1% по итогам прошлого года. Объем чистых инвестиций в лизинг по итогам 2018 года составил в России около 1,75 трлн руб., что на 32% больше по отношению к предыдущему году.
Как считает генеральный директор компании «МСБ-Лизинг» Роман Трубачев, в перспективе лизинговый рынок снова наберет хорошие темпы: «Даже если экономика будет стоять на месте, сегмент лизинга в ближайшее время вырастет до 5–6 трлн руб.». В первом полугодии 2019-го совокупный лизинговый портфель в России, по данным «Эксперт РА», составил 4,5 трлн руб.
«В идеале до 30% инвестиций в основные фонды, в частности в обновление оборудования, как показывает мировая практика, эффективнее осуществлять через лизинг», — говорит Евгений Царев.
Банки vs компании
По словам представителя ТПП РФ, лизинговые подразделения нужны банкам в первую очередь потому, что соответствующую опцию хотят иметь их клиенты. «Также часто бывает, что сделки банкам интереснее проводить именно через лизинг», — уточняет он. Данный инструмент становится все популярнее у компаний разного профиля и размера, что подтверждается увеличением доли лизинга в ВВП нашей страны. «Около половины рынка занимают крупные корпоративные группы, преимущественно со сделками по железнодорожному и авиационному транспорту. Остальной рынок представлен компаниями среднего и малого бизнеса. Мы наблюдаем устойчивый спрос на лизинговые решения со стороны клиентов данного сегмента», — говорит генеральный директор компании «Райффайзен-Лизинг» Александр Бобылев. Он подтверждает, что банкам данный инструмент интересен в первую очередь «для закрытия всех продуктовых потребностей клиента», кроме того, наличие предмета лизинга в собственности лизингодателя является дополнительным аргументом с точки зрения рискованности сделки. Председатель комитета по финансовым рынкам «Опоры России» Павел Самиев добавляет, что сам малый бизнес в опросах относительно наиболее предпочтительных, удобных инструментов финансирования сегодня отмечает лизинг как инструмент номер один — более доступный, чем кредит и другие формы финансирования.
Если лизинг осуществляет банковское подразделение, то клиент может получить преимущества в виде быстрого принятия решения, сниженной ставки и более длинных сроков погашения, говорит Евгений Царев.
Если лизинг осуществляет розничная лизинговая компания, то возможные плюсы для клиента — быстрое принятие решения (или в принципе принятие положительного решения по проекту, если банковское кредитование использовать не удается), получение более гибких условий — по требуемой сумме, по срокам договора лизинга, говорит Евгений Царев. «Поэтому иногда бизнесу предпочтительнее обратиться в лизинговую компанию, которая готова принять на себя часть рисков клиента по проекту, решая вопросы финансирования, в том числе с банками», — уточняет эксперт.
Председатель комитета развития правовых услуг и экспертизы законопроектов «Деловой России» Екатерина Авдеева отмечает важность такой составляющей, как финансовая стабильность лизинговой компании. «Здесь, конечно, стоит отметить, что по этому критерию преимущество имеют лизинговые компании, созданные при кредитных организациях. Мы видим, что многие крупнейшие банки создают успешные дочерние лизинговые компании, которые хорошо показывают себя на рынке, предлагая привлекательные продукты», — говорит она.
Гендиректор «Райффайзен-Лизинга», в свою очередь, к плюсам банковских «дочек» относит более широкие возможности для цифровизации лизинговых сделок и сопутствующих операций. Например, недавно «Райффайзен-Лизинг» представил онлайн-решение по лизингу для микро— и малого бизнеса. «Результатом стала возможность выпуска готовой договорной документации без привлечения к этому процессу сотрудников, то есть полностью в автоматическом режиме», — говорит Александр Бобылев. Достаточно при заведении потенциального клиента внести лишь его ИНН или ОГРН, а программа сама сделает основной объем работы, собрав о нем максимум информации из открытых источников через интеграционные решения с базами данных. Это приводит к сокращению операционных расходов, что позволит делать более привлекательные условия лизинга для клиентов. «Сотрудничество с крупнейшими производителями обеспечит возможность предложить покупку транспорта и техники через лизинг с существенными скидками», — продолжает эксперт.
Тренды и перспективы
Вообще, основным трендом в лизинге, по словам Александра Бобылева, является уменьшение срока проведения сделки, что опять же достигается путем цифровизации всех процессов лизинговой компании. «Купить в один клик — вот чего от поставщика услуг сегодня требует пользователь. Переход на электронный документооборот с использованием квалифицированной электронной подписи позволяет сократить время на обработку и пересылку документов на 80%, скорость доставки документа «от двери до двери» составляет семь секунд», — говорит он. Также за счет интеграции внутренних систем лизинговых компаний с внешними и внутренними источниками данных (ЕГРЮЛ, БКИ и пр.) достигается уменьшение объема запрашиваемой у клиента информации и документов.
Одним из наиболее перспективных направлений для расширения лизингового бизнеса Александр Бобылев называет массовое привлечение на рынок в качестве клиентов физических лиц. «Сейчас лизингом остается практически не охвачен такой крупный потребительский сегмент, как физические лица. Для стимулирования лизинга здесь необходима отмена НДС на лизинговые платежи. Без этого кредитование выглядит привлекательнее», — говорит он.
Екатерина Авдеева отмечает, что в последнее время лизинговые компании уже начали заключать договоры лизинга с физическими лицами. Преимущества лизинга для физических лиц почти такие же, как и для юридических: возможность получить скидку, которую предоставляет лизинговая компания, минимальный пакет документов при значительном авансовом платеже, возможность выбрать не только аннуитетные платежи, что позволяет минимизировать переплату, ускоренная амортизация ТС и пр. «Нет только возможности законной налоговой оптимизации, как для юрлиц. Но для физического лица важен дисконт на предмет лизинга, например автомобиль. Некоторые дилеры предоставляют такие скидки, которые могут покрыть все переплаты по лизингу, и это большое преимущество», — говорит Екатерина Авдеева. Возможность более лояльной оценки лизингополучателя по сравнению с оценкой заемщика, запрос небольшого пакета документов для потенциального лизингополучателя, по ее словам, тоже будет плюсом для граждан-лизингополучателей. Но при этом важно должным образом оценивать свои финансовые возможности, осознавая, что лизингодатель не будет долго ждать с изъятием предмета лизинга в случае нарушения финансовых обязательств, подчеркивает она.
Банк и лизинговая компания — брак по расчету
Банковские кредиты все еще остаются основным источником финансирования лизинговых компаний,но нормативы на одного заемщика не дают банкам разогнаться в их энтузиазме по отношению к дочернему лизингу. А самим лизинговым компаниям становятся все интереснее услуги инвестиционного банкинга, которые можно получить не толькоу материнского банка, — облигации, кредитные ноты, секьюритизация активов — вплоть до IPO.
Яблоко от яблони недалеко падает
Значительная часть лизинговых компаний в России возникла изначально как дочерние подразделения банков. Многие из них стали потом независимыми фирмами, однако, даже обретя формальную самостоятельность, многие лизинговые компании остаются крепко привязанными к банку, так как нуждаются в значительном объеме кредитных ресурсов. Эти средства направляются на приобретение имущества, которое и предоставляется лизингополучателям (клиентам) на условиях финансовой аренды. Для быстрого развития бизнеса собственных средств компании, как правило, не хватает, и таким образом лизинговые компании попадают в категорию клиентов кредитных институтов.
Заместитель генерального директора компании «Локат Лизинг Руссия» Дмитрий Шабалин рассказал «БО» о двух основных формах сотрудничества лизинговых компаний и банков. Первая — когда банки служат основным источником кредитных средств для лизинговых компаний. Это верно как для фирм, которые являются дочерними предприятиями банков, так и для независимых лизингодателей. Вторая форма сотрудничества — привлечение кредитной организацией своих клиентов для лизинговой фирмы. Подобная схема работы характерна для игроков рынка финансовой аренды, которые являются банковскими «дочками». «У всех «банковских» лизинговых компаний доля клиентов, которые привлечены кредитным институтом, составляет как минимум половину портфеля сделок», — уверяет Дмитрий Шабалин.
В зависимости от степени самостоятельности дочерней лизинговой компании материнский банк может обеспечивать лизингодателя дополнительными услугами: администрированием текущих сделок, проверкой потенциальных клиентов, юридическим сопровождением. В некоторых случаях кредитная организация выступает для лизинговой фирмы клиентом-лизингополучателем. В основном это касается сделок финансовой аренды автомобилей и банковского IT-оборудования.
От кредитов до IPO
«Среди всех перечисленных вариантов сотрудничества на первом месте, естественно, находится прямое банковское кредитование, — считает Дмитрий Шабалин («Локат Лизинг Руссия»). — Однако его размер ограничен нормативом Банка России». Банк может кредитовать одного заемщика на сумму, не превышающую 25% от собственного капитала кредитной организации. Когда этот лимит исчерпывается, банкам и лизинговым компаниям приходится изобретать другие способы финансирования. Выходом может стать как дробление дочернего лизингового бизнеса, создание целой группы дочерних лизинговых компаний, так и организация синдицированного кредитования или выпуска ценных бумаг. Есть у банкиров и другие способы найти деньги для лизингодателя, например, выход на фондовые рынки, участие в подготовке секьюритизационных схем, организация IPO. По словам специалистов лизинговой компании «Центр-Капитал», зачастую для средней лизинговой компании банк выступает как незаменимый финансовый консультант и помощник в организации привлечения западного финансирования и подготовке CLN (Credit Linked Notes, еврооблигации-кредитные ноты. — Прим. «БО»).
По словам финансового директора компании «ВКМ-Лизинг» Дениса Махова, вексельные программы и облигационные займы наиболее актуальны для независимых или быстрорастущих компаний, за которыми не стоят финансовые институты или нет мощной поддержки со стороны производителя. Например, если на начальном этапе развития фирма «ВКМ-Лизинг» активно пользовалась поддержкой компании «Рузхиммаш», то сейчас для сохранения существующих темпов развития лизингодателю придется выходить на фондовый рынок.
Кредит для лизинга — свидетельство слабости или надежности?
Руководители лизинговых компаний согласны в том, что банковские кредиты остаются одним из самых популярных способов привлечения средств, однако расходятся в оценке компаний, которые преимущественно пользуются кредитами. «Любая рыночная компания использует прежде всего банковские кредиты для финансирования реализуемых лизинговых проектов», — уверяет финансовый директор компании «Глобус-Лизинг» Павел Коржавин. Денис Махов («ВКМ-Лизинг») считает, что кредиты в банках — это традиционный способ привлечения денежных средств для лизинговых компаний с целью финансового обеспечения сделок. «Ссуды или использование кредитных линий является эволюционным элементом развития любой лизинговой компании», — объясняет эксперт. Когда компания полностью выбирает установленный банком-партнером лимит, она или останавливается в росте, чего, как правило, не происходит, или ищет финансирование иного рода. Это неизбежный этап, так как требуется чем-то заместить привлеченные кредиты и высвободить установленные банковские лимиты. Чтобы иметь возможность развиваться, лизинговой компании необходимо использовать весь спектр финансовых инструментов для привлечения заемных средств (векселя, облигации, секьюритизация, IPO).
Эксперты расходятся и в оценках доли банковских кредитов в общей массе займов лизинговых фирм, но большинство из них согласно с тем, что этот показатель не опускается ниже 60%. По словам финансового директора компании «Скания Лизинг» Александра Рябчинского, сейчас кредиты банков являются основным источником финансирования российских лизинговых компаний и составляют до 90% в общей массе полученных заемных средств. Конечно, есть и исключения, отмечает эксперт. У некоторых компаний, как правило, аффилированных с госструктурами, значительную долю финансирования может составлять уставный капитал или облигационные займы.
Финансовый директор компании «Стоун-XXI» Владимир Панибратец более сдержан в оценках. Он полагает, что доля кредитов составляет около 80% в общем объеме заемного финансирования лизинговых компаний. А Дмитрий Шабалин («Локат Лизинг Руссия») говорит о еще меньшей доле ссуд — 60% от размера источников формирования пассивов лизинговой компании. Однако эксперт отмечает, что остальные источники денег (авансы лизингополучателей, коммерческие кредиты поставщиков, собственные средства лизингодателя) играют значительно меньшую роль.
Статистика упоминания слова «лизинг»
в российских печатных СМИ за последние 10 лет
Кредиты популярные и недоступные
На лизинговом рынке часто говорят о том, что есть масса альтернатив банковским кредитам — облигации или секьюритизация обязательств клиентов. Только вот освоить такие способы получения финансирования многим лизингодателям, особенно небольшим фирмам, до сих пор не по силам. У кого-то кредитный рейтинг клиентов не достаточно высокий, кто-то не может найти специалистов, чтобы провести сделку. Поэтому банковский кредит остается пусть не самым дешевым (в среднем кредиты выдаются под 14%), зато отработанным и доступным способом найти деньги.
По мнению специалистов компании «Центр-Капитал», ситуация вряд ли изменится, и в ближайшем будущем кредиты сохранят свою популярность. Ведь несмотря на то, что тот же выпуск облигаций — это далеко не новый способ достать деньги, число лизинговых компаний, выпустивших такие ценные бумаги, на сегодняшний день очень и очень мало. Дмитрий Шабалин («Локат Лизинг Руссия») тоже считает, что существенного сокращения банковских кредитов, предоставленных лизинговым компаниям, не произойдет. Во-первых, их просто нечем заменить, особенно в условиях постоянного роста объема лизингового рынка, а для лизинговых компаний это самый легкий путь привлечения заемных средств. Во-вторых, у многих российских банков сегодня существует реальная проблема размещения своих свободных средств, а лизинговый бизнес является довольно надежным вариантом их инвестирования.
Впрочем, и банковские кредиты лизинговым компаниям не всегда даются легко. Конечно, проще всего получить ссуду кэптивным лизинговым фирмам. А вот если в банк обращается независимый лизингодатель, процесс получения ссуды значительно усложняется. Далеко не все кредитные организации адекватно оценивают лизинговые фирмы, пытаясь привязать финансируемые контракты к какому-то виду производства. Поэтому число банков, готовых кредитовать операции финансовой аренды, ограничено, как и объемы займов, которые могут привлечь лизинговые компании. Это связано не только с ограничениями у банков, но и с территориальными требованиями. Например, многие кредитные организации отказываются выдавать ссуду, если лизингодатель или его клиент располагаются в другом регионе.
«Капризы» банкиров имеют объяснение. «Нормативные акты, регулирующие работу банков, не в полной мере адаптированы к условиям лизинговой деятельности, — рассказывает Денис Махов («ВКМ-Лизинг»). — В частности, коэффициентный анализ, который применяется при кредитовании промышленных предприятий, нельзя использовать для лизинговых компаний». Поэтому, несмотря на то, что лизингодатель показывает растущие показатели, банки, опираясь на нормативные акты, помещают компанию в категорию рискованных и низкоклассных клиентов, со всеми вытекающими последствиями (повышение ставки, снижение сроков финансирования).
Но даже если не брать во внимание факт несовершенства нормативной базы, то банкам все равно довольно сложно принять решение о выдаче кредита лизингодателю «со стороны». В случае неплатежей по ссуде с дочерней фирмой разобраться будет просто. А сторонняя организация может повести себя совершенно непредсказуемо, как и ее клиент, под контракт с которым выдавалась ссуда. «Главная проблема при кредитовании лизингодателей — это степень кредитного риска», — считает Дмитрий Шабалин («Локат Лизинг Руссия»). Ведь лизинговая компания не сама по себе генерирует выручку, достаточную для погашения банковского кредита, — это делает лизингополучатель. Поэтому, предоставляя ссуду лизинговой фирме, банк принимает на себя не только кредитный риск заемщика-лизингодателя, но еще и риск конечного пользователя средств — лизингополучателя. «При совершении некрупных лизинговых сделок анализ банком лизингополучателя экономически неэффективен — это снижает возможность финансирования таких сделок, — отмечает Владимир Панибратец («Стоун-XXI»). — Кроме того, кредитные организации иногда требуют поручительство лизингополучателя, на что последние идут не всегда охотно». Однако такой скрупулезный подход банкиров приносит свои плоды. «Пока доля сомнительных долгов в российском лизинговом секторе значительно меньше, чем доля проблемных банковских кредитов в остальных отраслях», — отмечает Дмитрий Шабалин.
Еще одним серьезным препятствием в предоставлении кредитов сторонним лизингодателям для банков, по словам заместителя генерального директора компании «Экспо-лизинг» Татьяны Шульги-Морской, является непрозрачность лизингополучателей. Это приводит к тому, что банк долго рассматривает и оценивает проекты, под которые запрашивается кредит, и заставляет предоставлять огромное количество документов как лизингодателя, так и лизингополучателя. А вот Александр Рябчинский («Скания Лизинг») уверен, что главная трудность — размер и имя лизинговой фирмы. Чем фирма больше и известнее, тем лучше условия, которые банки могут ей предложить. А вот маленьким компаниям придется потрудиться, чтобы доказать банку свою надежность. Кроме того, по словам финансового директора лизинговой компании «Каркаде» Алексея Смирнова, лизинговые фирмы, не входящие в банковско-промышленные группы, при привлечении финансовых ресурсов через банк сталкиваются с наличием в его структуре компании-конкурента, что иногда серьезно осложняет ситуацию.
Формы сотрудничества банков и лизинговых компаний
Упражнение для инвестиционного банкира
Лизинговые компании, которые специализируются на финансовой аренде имущества, как правило, не имеют в штате специалистов, способных, например, организовать выпуск внутренних облигаций или евробондов. В этом деле лизинговые фирмы часто пользуются помощью банкиров. Банки могут и сами выступить с той или иной инициативой. Причем если лизингодатель тесно связан с банком, то поле для деятельности расширяется. Например, на базе сотрудничества инвестиционного банка «КИТ Финанс» и его дочерней лизинговой компании «Магистраль Финанс», а также фирм «Инвестиционный партнер» и «Объединенные инвесторы», была реализована первая сделка по секьюритизации лизинговых обязательств. Она позволила лизингодателю получить большой объем средств — 12,57 млрд рублей на выгодных условиях (под 7,875% годовых). Основной смысл схемы заключался в том, чтобы собрать в единый пул (пакет) обязательства по лизинговым контрактам Российских железных дорог, далее перепродать их иностранной компании специального назначения — Red Arrow International Leasing PLC, которая выступит эмитентом облигаций.
Как рассказал генеральный директор лизинговой компании «Магистраль Финанс» Константин Яковлев, сделка имела сложную структуру, как и любой процесс секьюритизации активов, который сам по себе достаточно трудный и дорогостоящий. Ведь в нем участвует много звеньев: оригинатор, основной и запасной сервисные агенты, андеррайтеры, управляющий денежными средствами, юрисконсульты, платежный агент, рейтинговое агентство. Вряд ли «Магистраль Финанс» была бы в состоянии организовать выпуск бумаг без поддержки материнского инвестбанка. Интересно, что и сама кредитная организация изначально рассматривала лизинг как вариант структурного финансирования. По словам управляющего директора банка «КИТ Финанс» Максима Цыганова, его организации было важно найти новый сегмент рынка, где он смог бы предложить структурные продукты как инвестиционный банк. То есть не только поддерживать дочернюю лизинговую фирму собственными вливаниями, но и помочь ей получить дополнительные средства на развитие по низкой цене и на долгий срок. Для этого как раз подошла схема секьюритизации лизинговых обязательств.
Структура источников финансирования деятельности лизинговых фирм
Дорога в светлое будущее
Сейчас на российском рынке финансовой аренды самостоятельных компаний стало больше, чем «банковских» лизингодателей. Однако этот факт не мешает укреплению и развитию сотрудничества лизинговых фирм и банкиров. В компании «Центр-Капитал» считают, что со временем заинтересованность банков в лизинговых компаниях как в клиентах будет повышаться. Ведь игроки рынка финансовой аренды — это крупные клиенты и заемщики. Да и лизингодатель, как правило, приходит в кредитную организацию не с пустыми руками, а со своими клиентами, которые в будущем могут начать работать и с самим банком.
Павел Коржавин («Глобус-Лизинг») прогнозирует, что в дальнейшем произойдет упрощение процедур кредитования лизинговых компаний. При этом получат развитие скоринговые подходы. Кроме того, банки станут активнее участвовать в организации облигационных выпусков лизинговых фирм.
Татьяна Шульга-Морская («Экспо-лизинг») считает, что лизинговые компании будут организовывать все более и более сложные проекты, требующие тесного взаимодействия с кредитующим банком и совместной работы по организации финансирования. Те лизингодатели, которые сейчас работают только с одним финансовым институтом, по мере роста бизнеса будут расширять список банков-партнеров, что вызовет увеличение конкуренции между кредитными организациями за интересные лизинговые проекты.
Что касается альтернативных кредитованию инструментов привлечения финансирования, то здесь опрошенные «БО» эксперты тоже были единодушны. Они полагают, что все большее количество лизингодателей будет обращаться к помощи банков для размещения своих векселей и облигаций, а интерес лизинговых компаний к новому и перспективному для них направлению — секьюритизации, а также выходу на рынок через IPO, значительно возрастет.
Трудности, которые встают на пути сотрудничества лизинговых компаний и кредитных организаций:
Источник https://delo.modulbank.ru/all/how-leasing-works
Источник https://plus.rbc.ru/news/5ddb39eb7a8aa967d949fb80
Источник https://bosfera.ru/bo/bank-i-lizingovaya-kompaniya-brak-po-raschetu