Инвестиции и инвестиционная деятельность: определение и виды
Открытие депозита в банке или оплата обучения — это вклад в будущее или инвестиции. Как их определяет закон и кто такой инвестор — в статье.
Инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Виды инвестиций
Закон определяет инвестиции максимально широко. Если человек покупает иностранную валюту — это инвестиции. Вклад в банке, покупка квартиры для перепродажи или сдачи, покупка ценных бумаг, вложения в компании — все это инвестиции. Хотя в тратах на образование, «зеленую экономику» и медицину не всегда есть прямая выгода в виде прибыли, они тоже считаются инвестициями, потому что направлены на улучшение качества жизни.
Инвестиции можно условно разделить по объекту:
- Реальные — покупка квартир, земельных участков, станков и производственных линий, машин и т. д. Сюда же входят произведения искусства, антиквариат, коллекционные монеты. Инвестор может вкладывать средства напрямую в капитал компании.
- Финансовые — покупка ценных бумаг, валюты, драгоценных металлов и сырья.
- Нефинансовые — вложение в изобретения, технологии, патенты. Например, покупку франшизы можно считать нефинансовыми инвестициями.
- Интеллектуальные — вложения в образование.
Инвесторы часто разделяют инвестиции по времени вложения:
- Краткосрочные — до года.
- Среднесрочные — на 1–3 года.
- Долгосрочные — больше трех лет.
Именно сроком получения прибыли инвестиции отличаются от трейдинга, торговли на бирже. Трейдер может купить акции и продать их уже через пару часов, а инвестор чаще всего ждет прибыли несколько лет. Остальные различия — в статье «Инвестирование и трейдинг: в чем разница».
Кто может инвестировать
Инвестировать может кто угодно — государственные и муниципальные организации, частные компании и обычные люди. Чаще всего отличаются масштабы и цели инвестирования.
Государство развивает экономику, оно может вложиться в инфраструктурные проекты — например, в строительство нового моста или электростанции. Компании сосредоточены на развитии бизнеса. Чаще всего это реальные инвестиции в производство или исследование новых технологий.
Частные инвесторы хотят увеличить капитал или получать стабильный пассивный доход. Поэтому они покупают ценные бумаги или открывают вклады в банках.
Инвестиции на финансовом рынке
Инвестиции могут быть практически любыми, но на фондовом рынке под ними понимают именно вложения в ценные бумаги, покупку валюты и драгоценных металлов.
Ценные бумаги — это акции, облигации, паи инвестиционных фондов и другие инструменты фондового рынка, которые можно купить на бирже. В России их две — Московская и СПБ Биржа. Подробнее о биржах — в статье «Биржа: как она устроена и что там купить».
Физическое лицо по закону не может напрямую торговать ценными бумагами на бирже, и ему нужна помощь посредника — брокера. Поэтому чтобы начать инвестировать в ценные бумаги, нужно открыть брокерский или индивидуальный инвестиционный счет.
Доходность и риски инвестиций
Ценные бумаги и другие инвестиции не застрахованы, поэтому инвестор может потерять весь капитал. Например, если обанкротится компания, которая выпустила акции. При этом обычное накопление тоже может стать причиной потери денег — они могут обесцениться из-за инфляции.
Доходность — показывает, сколько процентов принесет вложение средств за определенный период. Чаще всего ее считают по результату года. Например, акции выросли на 20%, вклад под 5% годовых, квартира подорожала на 12%.
Риск — показывает процент капитала, который может потерять инвестор. Например, вклады в России застрахованы до 1,4 млн рублей. Если разместить во вклады миллион рублей в банке, являющемся участником системы страхования вкладов, риск практически нулевой.
Чем выше доходность, тем выше риск. Самые безопасные и низкодоходные инвестиции — это банковские вклады. Часто их доходность ниже инфляции. Одни из самых рисковых инвестиций — вложение в стартапы на ранней стадии развития. Можно получить прибыль от вложений в десять раз, но также легко все потерять.
Диверсификация инвестиционного портфеля
Диверсификация — это распределение капитала в разные активы для снижения риска. Например, если инвестор владеет акциями одной компании и она обанкротится, то он потеряет 100% капитала. А если он покупает ценные бумаги сразу 20 компаний, то при банкротстве одной потеряет только часть своего капитала.
Диверсификация может быть нескольких видов. Диверсификация по типам активов. Инвестор покупает разные ценные бумаги — акции, облигации, паи фондов, инвестирует в золото, недвижимость и сырьевые товары. Обычно выбирают активы, стоимость которых не зависит от одних и тех же причин. Например в финансовые кризисы растет золото и сырье, а акции падают.
Диверсификация по отраслям экономики. Выбирается несколько различных активов в разных секторах экономики. Например, акции компаний по добыче нефти, маркетплейсов, облигации банков и ИТ-компаний.
Диверсификация по эмитентам. Даже в одной отрасли лучше распределить капитал по эмитентам — например, выбрать акции нескольких российских и зарубежных компаний в ИТ-секторе, чтобы портфель не зависел от страны или валюты.
Кратко
- Инвестиции — это вложение активов для получения прибыли или полезного эффекта. Инвестировать может кто угодно, различаются цели, масштабы и возможные инструменты.
Данный справочный и аналитический материал подготовлен компанией ООО «Ньютон Инвестиции» исключительно в информационных целях. Оценки, прогнозы в отношении финансовых инструментов, изменении их стоимости являются выражением мнения, сформированного в результате аналитических исследований сотрудников ООО «Ньютон Инвестиции», не являются и не могут толковаться в качестве гарантий или обещаний получения дохода от инвестирования в упомянутые финансовые инструменты. Не является рекламой ценных бумаг. Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией и предложением финансовых инструментов. Несмотря на всю тщательность подготовки информационных материалов, ООО «Ньютон Инвестиции» не гарантирует и не несет ответственности за их точность, полноту и достоверность.
Читайте также
- Регистрация
- Вход
- Блог
- Справка
- Соглашение
- О компании
- Раскрытие информации
- Контактная информация
- Продукты партнёров
- Получателям финансовых услуг
- Информация депозитария
- Карта сайта
- Подписка «Огонь»
- Демосчет
- Безопасность
- Куда вложить
- Каталог
Общество с ограниченной ответственностью «Ньютон Инвестиции» осуществляет деятельность на основании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности №045-14007-100000, выданной Банком России 25.01.2017, а также лицензии на осуществление дилерской деятельности №045-14084-010000, лицензии на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами №045-14085-001000 и лицензии на осуществление депозитарной деятельности №045-14086-000100, выданных Банком России 08.04.2020. ООО «Ньютон Инвестиции» не гарантирует доход, на который рассчитывает инвестор, при условии использования предоставленной информации для принятия инвестиционных решений. Представленная информация не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Во всех случаях решение о выборе финансового инструмента либо совершении операции принимается инвестором самостоятельно. ООО «Ньютон Инвестиции» не несёт ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в представленной информации.
С целью оптимизации работы нашего веб-сайта и его постоянного обновления ООО «Ньютон Инвестиции» используют Cookies (куки-файлы), а также сервис Яндекс.Метрика для статистического анализа данных о посещениях настоящего веб-сайта. Продолжая использовать наш веб-сайт, вы соглашаетесь на использование куки-файлов, указанного сервиса и на обработку своих персональных данных в соответствии с «Политикой конфиденциальности» в отношении обработки персональных данных на сайте, а также с реализуемыми ООО «Ньютон Инвестиции» требованиями к защите персональных данных обрабатываемых на нашем сайте. Куки-файлы — это небольшие файлы, которые сохраняются на жестком диске вашего устройства. Они облегчают навигацию и делают посещение сайта более удобным. Если вы не хотите использовать куки-файлы, измените настройки браузера.
Условия обслуживания могут быть изменены брокером в одностороннем порядке в любое время в соответствии с условиями регламента брокерского обслуживания. Клиент обязан самостоятельно обращаться на сайт брокера за сведениями об изменениях, произведенных в регламенте брокерского обслуживания и несет все риски в полном объеме, связанные с неполучением или несвоевременным получением сведений в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения указанной обязанности.
Обзор положений ФЗ Об инвестиционной деятельности в РФ
ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ» (ссылка на закон), несмотря на многочисленные изменения, до сих пор является одним из наиболее демократичных государственных актов России. Принят он был в 1998 г. на волне очередных преобразований в политике и деятельности экономики. С тех пор изменились и внешние, и внутренние условия деятельности, отражающиеся на жизни страны, но акт и сейчас не только определяет основы для работы инвесторов, но и гарантирует защиту их прав и вкладов.
Важность основных понятий
Положения законных актов «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капвложений» отвечали если не букве, то духу времени. Разработчики акта подчёркивали его важность для создания социально ориентированной экономики, вывода средств из нелегального оборота. Критики инвестиционной деятельности указывали на несоответствие заложенных установок реальному положению дел и на другие недоработки.
Главные правила и определения
Несомненным достоинством ФЗ-39 «Об инвестиционной деятельности» является то, что он впервые установил правила инвестиционной игры на новом поле, дал необходимые определения и основные понятия. Здесь же было отмечено, что вложения делаются не только для достижения последующей прибыли, но и для получения реальной пользы. Формально акт разделил настоящие проекты и прямое отмывание средств. Первая статья дала такие определения:
- Инвестиции — это все то, что имеет материальную оценку деятельности и вкладывается в развитие бизнеса (деньги, имущество и права на него, ценные бумаги).
- Капвложения определяются как инвестиции в строительство или реконструкцию производств, их оснащение, закупку необходимого инвентаря, изыскания (редакция от 2011 г.). названо чёткое обоснование целесообразности вложений с учётом их реального объёма и срока поступлений. К нему должны быть приложены расчётно-проектные документы и бизнес-план, описывающий практические инвестиционные действия. Положение введено в 2007 г.
- Приоритетным инвестпроектом признается тот, что внесён в специальный перечень. до достижения чистой прибыли. Объем ЧП от инвестиционной деятельности должна превысить и сумму общих затрат, и амортизацию (редакция 2000).
- Акт также ввёл понятие суммарной налоговой нагрузки. Она рассчитывается из всего объёма федплатежей (исключая НДС и акцизы) и взносов в госфонды вне бюджета, кроме отчислений на пенсии. Эта редакция появилась в декабре 2011.
ФЗ об инвестициях является наглядным примером закона, который действительно является живым организмом. Даже первая его статья, содержащая одни понятия, корректировалась неоднократно. Но понятия важны не менее инвестиционных правил не только для юристов. Менялась деятельность страны, а следом за ней произошли изменения и в законодательстве.
Объекты и субъекты
Последующие статьи (со второй по пятую) посвящены регулируемым законом об инвестициях в РФ отношениям, объектам капвложений и субъектам деятельности. Изменения и дополнения в них вносились с 2007 по 2012 год после принятия нового Гражданского кодекса и некоторых других документов. Было подчёркнуто, что акт не касается тех инвестиционных отношений, которые связаны с деятельностью банков, страховых организаций, привлечением средств в долевое строительство. Вкладчики должны чётко понимать:
Объекты инвестиционных капвложений — это вновь создаваемая или модернизируемая МТБ, имеющая любую форму собственности, будь то государственная, частная или другая. При этом вкладывать финсредства в незаконные направления запрещено.
Подзаконными субъектами выступают сами вкладчики.
Ими могут быть граждане, компании (включая иностранные), федеральные или муниципальные структуры. Они же имеют право выступать и заказчиками деятельности, то есть лицами, уполномоченными заниматься инвестиционным проектом. Но акт запрещает им влиять на прочих участников, если это не отражено в договоре.
Заказчик, который не без прав вкладчика, может наделяться полномочиями владения капвложениями и их пользования, а также распоряжения ими в рамках договора.
Подрядчик должен быть лицензирован на те виды работ, которые необходимо провести в области стройобъекта. Он ведет деятельность строго в рамках имеющегося инвестиционного контракта.
Пользователи — это граждане, компании, структуры власти или фирмы, для целей которых создаются эти объекты. В роли пользователей могут быть и сами вкладчики.
Инвесторы свободны вкладывать в деятельность проекта личные или привлечённые финсредства. Любой субъект вправе исполнять функции иных, когда нет противоречий договору.
Сфера, касающаяся работы в РФ зарубежных инвесторов, регламентируется стандартами — российскими и международными. Если инвестиционные положения противоречат друг другу, главенствуют международные правила.
Права участников и деятельность госрегулирования
Инвестирование следует отличать от освоения кредитов, поскольку оно подразумевает существенные риски. Если деятельность проекта не принесёт прибыли, пропадут и вложения, поэтому особое внимание заинтересованным сторонам следует обратить на главы 2 и 3 ФЗ о капвложениях. В них говорится об экономико-правовых основах и о вопросах госрегулирования. Акт деятельности уравнивает права инвесторов в рамках, определённых законодательством:
- Вкладчик лично определяет цели и объёмы инвестиций, заключает контракты с субъектами инвестиционной деятельности, может объединять свои усилия с другими организациями, включать их в деятельность план-проекта, контролировать расходование средств.
- Он вправе владеть, использовать и распоряжаться целями своих вложений, передавать их третьим лицам, компаниям, органам.
- Субъекты деятельности не должны нарушать рамки законов РФ и международных контрактов. Обязаны следовать требованиям госорганов, их руководителей. Инвестиционные средства можно использовать только по назначению.
- Регулирование инвестдеятельности осуществляется федеральным центром и субъектами (регионами) России. Его формы и методы подвергались корректировке с 2004 по 2017 год.
- Госорганы обязаны создавать условия для инвестиционных вложений. Подразумевается, что благоприятный климат для деятельности можно сформировать путём совершенствования налоговой системы (вплоть до введения особого режима платежей), принятия мер по защите интересов инвесторов, предоставления им льгот (по земле и природопользованию).
- Также органы могут расширять использование залоговой системы, развивать деятельность лизинга, проводить инфляционные переоценки, предоставлять возможность создания инвестиционных и иных фондов, выпускать облигации и гарантировать целевые займы.
- Расходы на деятельность финансирования госвложений предусматриваются как в федеральном, так и в региональных бюджетах в пределах утверждённых программ. Контроль за их использованием возложен на Счётную палату РФ и другие уполномоченные структуры.
- Проекты с полным или частичным инвестиционным госфинансированием подлежат обязательной предварительной проверке на эффективность.
В 2017 г. государство взяло на себя обязательства по созданию информационно-аналитических структур, на которые были возложены задачи по организации проведения рейтингов и обнародования данных с оценками инвестиционной работы. В это же время была введена такая мера, как профилактика антимонопольных злоупотреблений в сфере вложений.
Гарантии инвесторам и защита вложений
ФЗ «Об инвестдеятельности в РФ» даёт инвесторам гарантии и определяет меры по защите капвложений. Об этом говорится в его четвертой главе. Её положения не могут не пересекаться с другими частями акта. Здесь же прописаны и некоторые санкции к проблемным игрокам инвестиционного рынка. Необходимо знать и понимать:
- Инвестору гарантируется стабильность условий деятельности на весь период развития инвестиционного проекта вплоть до точки окупаемости. Но этот срок не может превышать 7 лет с начала финансирования.
- В виде исключения (и только для приоритетных производственных и инфраструктурных проектов) допускается продление гарантированного срока.
- Правительство само определяет оценочные критерии неблагоприятных инвестиционных изменений деятельности, которые могут повлиять на успешность реализации проектов. Оно может ввести ограничения и запреты на инвестиционную деятельность.
- Если инвестор не исполняет взятых обязательств, он лишается части льгот либо их полного комплекта.
Капвложения можно страховать в отдельном порядке, национализировать или даже реквизировать. Если национализация возможна только при возмещении от госаппарата, то реквизирование идёт принудительно.
Роль муниципалитетов
Местные органы самоуправления также могут предоставлять гарантии инвестиционной деятельности. Делается это при финансировании муниципальных средств через конкурс. Территории несут ответственность за свои действия перед регионом и федеральным центром. Муниципалитетам разрешается:
- Осуществлять контроль за использованием инвестиционных средств.
- Давать инвесторам гарантии равенства прав, защищать их законные интересы.
- Обеспечивать гласность при обсуждении необходимости реализации деятельности.
- Создавать благоприятные инвестиционные условия (например, снижать местную налоговую нагрузку). На практике это обычно касается отмены земельного налога, бесплатного предоставления участка или природных ресурсов.
- Вовлекать в инвестиционный проект уже имеющиеся ресурсы (заброшенные объекты, законсервированные производства), если они находятся в собственности территории. Использовать после согласования можно и региональную, и государственную инвестиционную собственность.
- Участвовать в деятельности проектов, утверждённых и реализованных федеральным центром. Такая инвестиционная возможность объясняется необходимостью использования местных ресурсов (исходя из соображений логистики, развития территории, наличия полезных ископаемых).
- Муниципалитеты могут объединяться для решения совместных межтерриториальных задач. Это касается деятельности по разработке недр, инвестиционные вливания в развитие перерабатывающих производств, созданию кластеров по обращению бытовых и других отходов, дорожному строительству.
В 2017 г. были отмечены инициативы с мест, касающиеся предложений по изменениям роли и прав муниципалитетов в инвестиционной политике. Часть их уже поступила в региональные органы власти. После прохождения соответствующих процедур предложения по деятельности уйдут в федеральный центр.
Инвестиционный кодекс направлен на создание всех необходимых условий для участия заинтересованных лиц в процессе развития страны. Можно сказать, что его идеи определены особенностями государственной политики, поэтому неудивительно, что сейчас готовятся очередные изменения в этот инвестиционный документ. Это вызвано переменами в области международной деятельности.
Вы узнали из этой статьи полезные для себя детали?
Федеральный закон об инвестициях — государственное регулирование
Начальник колл-центра. Отлично знаю все приемы манипуляций при звонках, хорошо разбираюсь в финансовых продуктах, потому что их мы и продаем для наших клиентов. Всегда за честные сделки – не работаем с различными лохотронами.
Добрый вечер, уважаемые читатели! Сегодня я затрону такой важный аспект, как знание нашего законодательства. Почему-то предприниматели и инвесторы в России не сильно им интересуются, а зря. Ведь что вы будете делать, если ваши инвестиционные счат вдруг заблокируют, или ваш инвестиционный доход признают незаконным и обяжут платить другой налог, а надо ли вам открывать ИП, если вы инвестор. Вся эта информация содержится в многочисленных законодательных актах, сегодня разберем Федеральный закон об инвестициях.
Навигация по странице
Инвестиционная политика — Законодательство об инвестиционной деятельности —
Федеральные и краевые нормативно-правовые акты в области инвестиционной политики:
1. Федеральный закон от 25.02.1999 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности Российской Федерации осуществляемой в форме капитальных вложений»:
Определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации; устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.03.2008 №134 «Об утверждении правил формирования и использования ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации»:
Устанавливает порядок предоставления бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации для реализации инвестиционных проектов, комплексных инвестиционных проектов и концессионных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства, инвестиционных проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение, осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства, а также устанавливает этапы и процедуру отбора проектов, основные требования к представленной документации и проведению контроля и мониторинга хода их реализации.
3. Закон Красноярского края от 30.09.2004 №12-2278 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Красноярском крае»:
Предусматривает для инвесторов льготы по региональным налогам; государственные гарантии края; бюджетные инвестиции в уставный капитал юридических лиц; бюджетные кредиты; инвестиционные налоговые кредиты; льготы по аренде недвижимого имущества; субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов получателям кредитов в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов или лизинговых платежей, уплачиваемых российским лизинговым компаниям за имущество, приобретаемое по договорам лизинга для реализации инвестиционных проектов.
4. Постановление Совета администрации Красноярского края от 23.03.2005 №91-п «О государственной поддержке инвестиционной деятельности»:
Определяет порядок предоставления государственной поддержки в форме субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов получателям кредитов в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов или лизинговых платежей, уплачиваемых российским лизинговым компаниям за имущество, приобретаемое по договорам лизинга для реализации инвестиционных проектов.
5. Постановление Правительства края от 18.03.2009 №124-п «Об утверждении Порядка отбора инвестиционных проектов и (или) объектов, обеспечивающих реализацию инвестиционных проектов»: Определяет процедуру отбора инвестиционных проектов, объектов, обеспечивающих реализацию инвестиционных проектов, в целях предоставления ассигнований краевого бюджета для их реализации.
По данным с http://www.admkrsk.ru/citytoday/economics/investpolitika/Pages/zakon.aspx
Государственное регулирование инвестиционной деятельности
Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти РФ и субъектов РФ в соответствии с ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений».
В главе III данного Закона раскрываются формы и методы государственного регулирования, порядок принятия решения, а также проведения экспертизы инвестиционных проектов.В соответствии с Законом государственное регулирование включает:
- регулирование условий инвестиционной деятельности (косвенное регулирование);
- прямое участие государства в инвестиционной деятельности.
Косвенное регулирование включает разнообразные методы и рычаги воздействия, стимулирующие развитие инвестиционной деятельности, а именно: налоговую, амортизационную политику, защиту интересов инвесторов и другие меры экономического воздействия.
Его задачей является создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
- совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
- установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов;
- защиты интересов инвесторов;
- предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и др. природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;
- расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства;
- создание и развитие сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов;
- принятие антимонопольных мер;
- расширение возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
- развития финансового лизинга в Российской Федерации;
- проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
- создание возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.
Прямое участие государства в инвестиционной деятельности заключается в осуществлении за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ капитальных вложений в соответствии с федеральными и региональными целевыми программами. Конкретными формами такого участия являются:
По данным с https://www.galaktika.ru/suip/gosudarstvennoe-regulirovanie-investicionnoj-deyatelnosti.html
Инвестиционный портал Санкт-Петербурга
Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга осуществляется в соответствии с федеральным и региональным законодательством, обеспечивающим необходимые правовые условия для сотрудничества инвестора с государством.
Существующее федеральное инвестиционное законодательство регулирует развитие инвестиционной активности в России, а также определяет нормы, увеличивающие возможности законодательной инициативы регионов.
Предмет регулирования: правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации. Закон также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности , осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.
- Земельный кодекс Российской Федерации
Предмет регулирования: отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Закон в том числе устанавливает основные способы предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности, для строительства и реконструкции.
- Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Предмет регулирования: отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений. Закон устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения в целях создания (реконструкции) объектов недвижимости, принадлежащих публичному субъекту, последующей эксплуатации и получения дохода.
- Федеральный закон от 13.07.2015 №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации».
Предмет регулирования: отношения, возникающие в связи с подготовкой проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства, заключением, исполнением и прекращением соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, в том числе соответствующие полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Закон устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве.
Законодательство
Помимо федерального законодательства в сфере инвестирования, в Санкт-Петербурге действует также ряд законов, регламентирующих инвестиционную деятельность на уровне региона.
Эти законы отражают нацеленность города на долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество c инвесторами и партнерами, а также стремление и готовность города осуществлять поддержку инвестиционной деятельности и способствовать реализации стратегически важных проектов.
Предмет регулирования: настоящий закон Санкт-Петербурга направлен на повышение инвестиционной активности в Санкт-Петербурге и создание благоприятных условий для обеспечения защиты прав, интересов и имущества участников инвестиционной деятельности, формирования здоровой конкурентной среды, развития городской инфраструктуры, формирования новых источников налоговых платежей, образования новых рабочих мест, поддержания благоприятной экологической обстановки в Санкт-Петербурге.
Предмет регулирования: настоящий закон Санкт-Петербурга устанавливает порядок и условия предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для целей осуществления инвестиционной деятельности, если результатом такой деятельности является вновь созданное недвижимое имущество (новая вещь), включая определение полномочий и органов, порядок установления инвестиционных условий.
Предмет регулирования: настоящий закон Санкт-Петербурга содержит нормы, касающиеся определения статуса стратегического инвестиционного проекта, стратегического инвестора, стратегического партнера Санкт-Петербурга, включая порядок присвоения соответствующего статуса.
- Постановление правительства Санкт-Петербурга от 21.07.2015 № 656 «Об утверждении положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и проведения работ по приспособлению для современного использования»
Предмет регулирования: порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и проведения работ по приспособлению для современного использования.
По данным с http://spbinvestment.ru/ru/base
Внесены существенные поправки в регулирование иностранных инвестиций в РФ
В июле 2017 г. Первым пакетом поправок были внесены изменения в регулирование инвестиций, осуществляемых так называемыми офшорными компаниями в российские стратегические общества, а также в отношении участия офшорных компаний в приватизации.
Вторым пакетом поправок была расширена сфера применения Закона об иностранных инвестициях 1 , в соответствии с которыми Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций («Правительственная комиссия») наделяется большими полномочиями по контролю над инвестициями иностранных инвесторов в российские компании. Ниже приведен более подробный анализ принятых поправок.
Новые правила для офшорных компаний
1 июля 2017 г. были приняты и в тот же день вступили в силу следующие поправки в Закон об иностранных инвестициях в стратегические общества 2 и в Закон о приватизации 3 :
- В соответствии с поправками инвестиции офшорных компаний в российские стратегические общества приравниваются к инвестициям иностранных государств и международных организаций в российские стратегические общества, и теперь в отношении инвестиций офшорных компаний применяются более строгие правила. До внесения поправок инвестиции офшорных компаний в стратегические общества подлежали стандартному регулированию в отношении иностранных инвестиций в стратегические общества, применяемому к любым иным частным иностранным инвесторам.
- К офшорным компаниям относятся компании, зарегистрированные в офшорных зонах, перечень которых утвержден Министерством финансов Российской Федерации 4 . В настоящее время офшорные зоны включают 40 территорий, в том числе, Британские Виргинские острова, Объединенные Арабские Эмираты, Княжество Монако, Гибралтар, Специальный административный район Гонконг (Сянган) и другие. Традиционные юрисдикции иностранных холдинговых компаний, осуществляющих инвестирование в России, такие как Кипр, Люксембург и Нидерланды, не включены в указанный перечень. Таким образом, зарегистрированные в данных юрисдикциях компании не относятся к офшорным компаниям.
- Ограничения, применяемые в отношении офшорных компаний, также распространяются на компании, которые контролируются офшорными компаниями, в том числе и на российские компании.
- Поправками были введены следующие ограничения в отношении офшорных компаний.
Усиление регулирования иностранных инвестиций в стратегические общества
18 июля 2017 г. были приняты и 30 июля 2017 г. вступили в силу следующие поправки в Закон об иностранных инвестициях и Закон об иностранных инвестициях в стратегические общества:
- По решению Председателя Правительственной комиссии может быть установлена обязанность предварительного согласования сделки в отношении любой российской компании в порядке, установленном для согласования сделок в отношении стратегических обществ. В настоящее время не ясно в каких случаях и каким образом будет применяться данная норма.
- Правительственная комиссия вправе возлагать на иностранного инвестора любые обязательства в качестве условия для предварительного согласования сделки. Ранее был исчерпывающий перечень мер, указанный в законе, но на практике иностранные инвесторы могли самостоятельно предлагать не входящие в перечень обязательства и включать их в соответствующее соглашение, подписываемое с ФАС России.
- В перечень видов деятельности, имеющих стратегическое значение добавлен новый вид деятельности: «осуществление деятельности хозяйствующим субъектом, являющимся оператором электронной площадки в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
- Граждане Российской Федерации, которые имеют другое гражданство, признаются иностранными инвесторами и в их отношении применяются правила, которые применяются к иностранным инвесторам.
- За непредоставление иностранным инвестором в ФАС России информации о приобретении пяти и более процентов голосов в стратегической компании, вводится санкция в виде лишения в судебном порядке по иску ФАС России права голоса на общем собрании участников (акционеров) стратегического общества. Это лишение прав дополняет существующую санкцию за непредставление уведомления в виде штрафа в размере до 500 000 руб.
- До конца октября 2017 г. иностранным инвесторам необходимо уведомить ФАС России о владении пятью или более процентами голосующих акций в стратегическом обществе, зарегистрированном на территории Крыма или Севастополя.
Интересные факты
В июне 2017 г. ФАС сообщила, что за девять лет применения Закона об иностранных инвестициях в стратегические общества было подано 465 ходатайств, из которых Правительственной комиссией было рассмотрено 221 ходатайство, и в 13 случаях в согласовании сделки было отказано. 5
1 Федеральный закон от 9 июля 1999 г. 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» 2 Федеральный закон от 29 апреля 2008 г.
57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» 3 Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» 4 Приказ Минфина России от 13 ноября 2007 г. 108н «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)» 5 http://fas.
По данным с https://www.dlapiper.com/ru/russia/insights/publications/2017/08/russia-amends-foreign-investments-regulations/
Закон об иностранных инвестициях в Российской Федерации
Любые инвестиции способствуют развитию предприятий и целых видов предпринимательской деятельности в рамках одного государства. Зарубежные же инвестиции полезны в большей степени за счёт привлечения более прогрессивных методов производства, инновационных материалов, оборудования и других материально-технических средств.
В основном такие вложения благоприятно влияют на предпринимательскую среду, но с ними также связаны и определенные риски, в связи с чем возникла необходимость создания свода правил, обозначающего права и обязанности зарубежного инвестора.
Что представляет собой закон?
В июне 1999 года в России был принят Федеральный закон №160 «Об иностранных инвестициях в РФ». 9 июля 1999 г. положения закона вступили в силу. Последние на сегодняшний день изменения, внесенные в текст закона, датируются 18 июля 2017 года.
Законодательный акт, который мы рассмотрим в настоящей статье, дает ответы на следующие вопросы:
- Кто может стать зарубежным инвестором на территории РФ;
- В какой форме могут проявляться такие инвестиции;
- Каков порядок налогообложения и назначения налоговых льгот для инвесторов из других стран?
В роли зарубежного инвестора может выступать:
- Юридическое лицо, учрежденное за рубежом;
- Организация, не обладающая статусом юридического лица, учрежденная за рубежом;
- Гражданин другого государства;
- Лицо без гражданства, постоянно проживающее за пределами России;
- Международная организация — на условиях достигнутых с Российской Федерацией договоренностей в соответствующей области;
- Другое государство в порядке, обозначенном федеральными законами.
Инвестиции могут быть начислены:
- В денежной форме либо в виде ценных бумаг (использоваться для этих целей может как зарубежная, так и отечественная валюта);
- В виде имущества или имущественных прав, подлежащих денежной оценке;
- Посредством предоставления исключительных прав на интеллектуальную собственность;
- Путем предоставления услуг либо ценной информации.
Коммерческая организация в России приобретает статус предприятия с иностранными инвестициями в день, когда иностранный инвестор входит в состав ее участников. Соответственно, утрачивает этот статус в день, когда последний иностранный инвестор покидает состав ее участников. Войти в число инвесторов можно путем выкупа доли уже существующего предприятия либо вложения средств в уставной капитал создаваемого предприятия.
Закон 160 ФЗ не регулирует иностранные вложения в банковскую сферу и сферу страхования, а также в деятельность некоммерческих учреждений.
Существует понятие приоритетного инвестиционного проекта. Такие проекты могут рассчитывать на заключение специальных договоров с российским правительством, предусматривающих низкие налоги, льготы и другие послабления.
Если суммарный вклад зарубежных инвесторов в проект превышает 1 млрд. рублей, он автоматически признается приоритетным. Минимальная необходимая инвестиция для получения такого статуса — 100 млн. рублей, при этом присвоение статуса остается на усмотрении Правительства РФ.
Снижения налоговой нагрузки обязательно удостаиваются организации с зарубежным вкладом, деятельность которых направлена на развитие инфраструктуры.
В полной мере могут рассчитывать на предусмотренные ФЗ №160 правовую защиту, гарантии и льготы предприятия, осуществляющие реинвестирование, с долей иностранного капитала не менее 10%. Дочерние компании и филиалы предприятий с иностранным капиталом не могут пользоваться правовой защитой, гарантиями и льготами, предписанными настоящим законом.
По данным с https://lawlinks.ru/160-fz-ob-inostrannyx-investiciyax/
Иностранные инвестиции в российские общества
1 июля 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 01.07.2017 № 155-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» и Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее – «Закон № 155-ФЗ» и «Закон № 57-ФЗ» соответственно).
19 июля 2017 г. был опубликован и 30 июля 2017 г. должен вступить в силу Федеральный Закон от 18.07.2017 № 165-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее – «Закон № 165-ФЗ» и «Закон № 160-ФЗ» соответственно).
По данным с http://epam.ru/rus/law-news/view/inostrannye-investitsii-v-rossiiskie-obshchestva-poslednie-izmeneniya
Комментарий к Федеральному закону от 9 июля 1999 года
Комментарий выполнен на основе действующего федерального законодательства, нормотворчества субъектов Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований, международных правовых актов. В издании приводится множество примеров из судебной практики. Отмечаются достоинства и недостатки комментируемого Закона, положения, требующие внесения изменений.
Комментарий предназначен для работников юридической сферы деятельности: юрисконсультов организаций, адвокатов, работников судебной системы. Он также будет интересен студентам, аспирантам и преподавателям юридических вузов и факультетов.
При подготовке настоящего издания использованы акты законодательства и нормативно-правовые акты по состоянию на 1 октября 2005 года. 9 июля 1999 года N 160-ФЗ
Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» был принят в связи с тем, что предшествующий Закон 1991 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике»
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом, и сфера его применения. Комментарий к статье 1
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. Комментарий к статье 2
Статья 3. Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации. Комментарий к статье 3
Статья 4. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Комментарий к статье 4
Статья 5. Гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Комментарий к статье 5
Статья 6. Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации. Комментарий к статье 6
Статья 7. Гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу. Комментарий к статье 7
Статья 8. Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями. Комментарий к статье 8
Статья 9. Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации. Комментарий к статье 9
Статья 10. Гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором. Комментарий к статье 10
Статья 11. Гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм. Комментарий к статье 11
Статья 12. Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции. Комментарий к статье 12
Статья 13. Гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг. Комментарий к статье 13
Статья 14. Гарантия участия иностранного инвестора в приватизации. Комментарий к статье 14
Статья 15. Гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество. Комментарий к статье 15
Статья 16. Льготы, предоставляемые иностранному инвестору и коммерческой организации с иностранными инвестициями, по уплате таможенных платежей. Комментарий к статье 16
Статья 17. Льготы и гарантии, предоставляемые иностранному инвестору субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления. Комментарий к статье 17
Статья 18. Антимонопольное законодательство Российской Федерации и соблюдение добросовестной конкуренции иностранным инвестором. Комментарий к статье 18
Статья 19. Имущественное страхование, осуществляемое коммерческой организацией с иностранными инвестициями и головной организацией филиала иностранного юридического лица. Комментарий к статье 19
Статья 20. Создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями. Комментарий к статье 20
Статья 21. Создание и ликвидация филиала иностранного юридического лица. Комментарий к статье 21
Статья 22. Требования к положению о филиале иностранного юридического лица. Комментарий к статье 22
Статья 23. Разработка и реализация государственной политики в области иностранных инвестиций. Комментарий к статье 23
Статья 24. Федеральный орган исполнительной власти по координации привлечения прямых иностранных инвестиций. Комментарий к статье 24
Статья 25. Признание утратившими силу ранее принятых законодательных актов Российской Федерации и их отдельных положений в связи с принятием настоящего Федерального закона. Комментарий к статье 25
Статья 26. Приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом. Комментарий к статье 26
Статья 27. Приведение положений о филиалах иностранных юридических лиц, созданных на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Федеральным законом. Комментарий к статье 27
Статья 28. Вступление в силу настоящего Федерального закона. Комментарий к статье 28
Источник https://gazprombank.investments/blog/questions/investactivity/
Источник https://vse-investicii.ru/gosudarstvo/fz-ob-investicionnoj-deyatelnosti-v-rf
Источник https://ooogp.ru/federalnye-zakony-ob-investitsiyah.html