Международно-правовые способы защиты иностранных инвестиций

 

Содержание

Защита инвестиции

Защита инвестиций – это предусмотренный законом ряд юридических, технических, организационных и правовых действий, целью которых является обеспечение условий, способствующих сохранности капиталовложений, и гарантии защиты инвестиций, а также прав инвестора на вложенные средства и получение законной прибыли.

Инвестиционный бизнес всегда связан с определенным риском, который повышается в несколько раз при вложениях капитала на территориях развивающихся стран с переходной экономической ситуацией и нестабильной экономической политикой. Основной риск заключается в том, что при изменении политических направлений, влияющих на экономику, все его инвестиции или их часть могут быть принудительно национализированы, без какой либо компенсации.

Несмотря на принятые во всем мире правовые нормативы, государство, на территории которого расположены объекты инвестирования, может отказаться от защиты иностранных инвестиций, и рассмотрении спорного вопроса в суде международного арбитража. Важным моментом является то, что ответственная власть, при политической нестабильности, не может гарантировать поддержания интересов владельцев инвестиций на рынке. Основным средством защиты своих имущественных интересов в таких условиях для инвесторов остается механизм, принятый в международно-правовом урегулировании зарубежных инвестиций.

защита инвестиции

О защите иностранных инвестиций

Вкладывая свои капиталы в объекты или деятельность на территории другого государства, инвестор должен понимать, что в первую очередь ему придется считаться с интересами реципиента и подчиняться его законам, что связано с определенной долей риска. Хотя специфика международных отношений в области инвестиций такова, что не может быть урегулирована только национальным законодательством, так как способы защиты инвестиций, прежде всего, были разработаны международными юридическими кругами. И вступили в законную силу намного раньше национальных правовых норм.

В начале развития иностранной инвестиционной деятельности остро встал вопрос о правовых отношениях. Владельцы капиталов вынуждены были оберегать свои права на внесенные средства с помощью правоохранительного законодательства своего государства.

Страхование иностранных инвестиций как способ защиты

Защита инвестиций обеспечивается при вступлении в общую практику системы страхования вложенных капиталов. Разработанные механизмы урегулирования отношений в этой области предусматривают методы зашиты на двух уровнях — это:

  • Страхование в системе, принадлежащей государству, на территории которого располагаются инвестиции.
  • Заключение страхового договора в международно-правовой системе.

В идеале защита инвестиций иностранного капитала должна быть определена внутренними законами и правовыми нормами. Проблема состоит в том, что внутренние права, действующие на территории реципиента, не являются безоговорочным условием для инвестора. А нестабильная экономическая обстановка во многих государствах спровоцировала полное отсутствие безопасности для инвесторов, и стала причиной уклонения многих бизнесменов от подчинения внутренним правовым нормам, и причиной обращения за помощью в международные организации. Как следствие, образовался скачек роста международных договоров, приравненных по своему статусу к внутренним правовым документам, в которых осуществляется защита иностранных инвестиций.

Защита инвестиций в Российской Федерации

Территория России не является исключением в перечне стран реципиентов с нестабильной экономической и политической обстановкой. Тем не менее, в 1999 г был принят федеральный закон, обеспечивающий гарантии неприкосновенности прав иностранных инвесторов. Закон «об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капиталовложений» является ключевым документом в комплексе всех законодательных актов, по которым предусмотрена защита инвестиций.

Правила, записанные в международном правовом документе, не идут в разрез с содержанием пунктов национального закона, а дополняют его. Поэтому записанные в национальном законе меры защиты инвестиций и оговоренные права в международно-правовом перечне являются двойной гарантией безопасности прав иностранных инвесторов.

Формы риска и виды страхования инвестиций

защита инвестиции

Государство, давшее свое согласие на размещение иностранного капитала, берет на себя гарантии защиты инвестиций перед зарубежными инвесторами и международными организациями. Предполагается, что предпринимателю будут созданы необходимые условия для плодотворной деятельности, и достижения поставленных целей. Но реальность бывает совершенно противоположной. Нестабильность обстановки и бессилие властей относительно контроля ситуации приводит к тому, что правительственные организации не в состоянии обеспечить возможные способы защиты инвестиций. Тогда привлекаются арбитражные суды, процессы которых могут длиться годами. Убытки инвестора при этом будут расти с каждым днем. И единственным решением, гарантирующим полную безопасность инвестиционных вложений, является страхование на такие случаи как:

  • изменение экономической, финансовой или политической обстановки;
  • начало военных действий; страны;
  • введение валютных санкций по ограничению.

По своей форме выделяют такие риски для инвестиций как:

  • государственное инвестирование;
  • частное вложение капиталов;
  • совместное инвестирование.

Такая классификация помогает страховым компаниям быстро выявить объект страхования, понять, какие интересы преследует страхователь, и какова возможная степень риска наступление угрожающего капиталу события.

Международно-правовые способы защиты иностранных инвестиций

Сахибуллин, Р. Ф. Международно-правовые способы защиты иностранных инвестиций / Р. Ф. Сахибуллин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 30 (372). — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/archive/372/83368/ (дата обращения: 25.01.2023).

В статье автор рассматривает предусмотренные в международных актах правовые способы защиты иностранных инвестиций. Были изучены, особые нормы национального законодательства, направленные на защитуиностранных инвестиций и имущества инвестора. Особо были выявлены и рассмотрены международные стандарты гарантий прав инвесторов.

Ключевые слова: иностранный инвестор, иностранные инвестиции, международные стандарты, Сеульская Конвенция 1985 г., Вашингтонская Конвенция 1965 г., ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

В период зарождения и становления международного инвестиционного права, инвесторы столкнулись с проблемой правовой защиты своих инвестиций. Изучение автором отдельных норм международного права, показало наличие двух международно-правовых институтов, регулирующих механизм защиты инвестиций:

— обычное международное право, регулирующее режим пребывания и деятельности иностранцев;

— межгосударственные соглашения о предоставляемых гарантиях для иностранных инвесторов.

Начнем с изучения норм обычного международного права. Так, основная сущность вышеуказанных механизмов заключается в предоставлении со стороны государства правовой защиты и гарантии иностранным инвесторам и иностранным инвестициям. В общем факторе, государства обязуются в соответствии с взятыми на себя обязательствами не изымать инвестиции, не препятствовать репатриации капитала, не чинить препятствия по осуществлению деятельности инвестора и т. д.

Подробно рассмотрим каждый вышеуказанный механизм. В международно-правовых документах, гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам по отношению к иными международно-правовым гарантиям, являются специальными, так как присутствует специальный предмет регулирования правовых отношений — принятые государством, организацией, на себя обязательства по обеспечению защиты собственности зарубежных инвесторов.

Автор после изучения международно-правовых документов в сфере регулирования инвестиционной деятельности, сделал вывод о том, что нормы, регулирующие международные стандарты гарантий прав зарубежных инвесторов, присутствуют в следующих актах:

— в Сеульской Конвенции 1985 г., было предусмотрено создание Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (далее по тексту МАГИ). Согласно ст. 2 данного акта, МАГИ правомочно предоставлять гарантии инвесторам в отношении тех инвестиций, которые осуществляются ими в определенной стране-подписанта данной Конвенции. Предоставленные гарантии распространяются ими на повторное и совместное страхование от некоммерческих рисков [2].

В свою очередь, к покрываемым на случай убытков результате капиталовложений, со стороны МАГИ, отнесены такие риски, как:

  • перевод валюты;
  • экспроприация имущества либо совершение аналогичных ему мер;
  • нарушение одной из сторон, норм подписанного договора;
  • войны и определенные гражданские беспорядки.
Читать статью  СЗПК: Новый инструмент поощрения инвестиций в России

— В соответствии со ст. 2 Вашингтонской Конвенции об урегулировании инвестиционных споров, в рамках эгиды Международного банка реконструкции и развития, был создан Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (далее по тексту МЦУИС) [1].

Согласно данной нормы, в качестве первоочередной цели МЦУИС была предусмотрена задача обеспечивать разрешение возникающих инвестиционных споров между договаривающими странами и лицами иных договаривающихся стран. При этом инвестиционные споры разрешаются посредством:

Сущностная характеристика МЦУИС, была направлена на создание особого международно-правового института, который будет способствовать скорейшему разрешению международных инвестиционных споров.

Помимо вышеуказанных организаций, инвестиционные споры, которые возникают между инвесторами и государствами, разрешаются в:

— Арбитражном институте Стокгольмской торговой палаты;

— Комиссии ООН по международному торговому праву (ЮНСИТРАЛ).

Перейдем к рассмотрению межгосударственных соглашений о предоставляемых гарантиях для иностранных инвесторов. Анализ автором перечня соглашений между Правительством РФ и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений, показало, что Россией (СССР) заключено порядка 82 соглашений, из них в семидесяти соглашениях выполнены внутригосударственные процедуры, при этом на сегодняшний момент действует лишь шестьдесят пять соглашений [6].

Изучение данных соглашений, показало наличие особых правовых особенностей защиты иностранных инвестиций:

— «зонтиковая» либо «защитная» оговорка предполагает практическую реализацию принципа выполнения, взятых в соответствии с заключенными инвестиционными договорами, обязательств.

На примере, заключенных Россией соглашений рассмотрим практическую реализацию принципа «защитной оговорки»:

— согласно п.2. ст. 2 Соглашения Правительств РФ и КНР о поощрении и взаимной защите капиталовложений 2006 г., стороны, заключившие Соглашение на основании собственных законов и иных нормативно-правовых актов, обеспечивают на территории своего государства защиту в полном объёме капиталовложениям инвесторов иного государства [5];

— в соответствии с п. 2 ст. 2 Соглашения Правительств РФ и Азербайджана, государства-подписанты на территории своих стран обеспечивают полную защиту инвестиций инвесторов другого государства [4].

Иной, отличительной и важной возможностью защиты иностранных инвестиций является «стабилизационная оговорка». Данный вид гарантии предполагает невозможность применения к иностранному инвестору норм нового законодательства, которое ухудшает его положение. При смене законодательства либо его изменении, к иностранному инвестору вплоть до истечения срока инвестиционного соглашения, автоматически применяется прежнее законодательство.

Так, согласно ст. 9 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», в случаях вступления в силу новых федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, изменяющих размеры федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды, либо в федеральные законы и НПА вносятся дополнения и изменения, увеличивающие совокупную налоговую нагрузку на деятельность иностранного инвестора и коммерческой деятельности с иностранными инвестициями, они не могут быть применены к вышеуказанным лицам и структурами в течении срока окупаемости инвестиционного проекта. Особо отмечается, что данная гарантия будет гарантирована на срок, не превышающий семь лет, со дня начала финансирования проекта за счет иностранных инвестиций [3].

Особая форма защиты иностранных инвестиций и имущества инвестора предусмотрена в ст. 8 вышеуказанного закона. Данная норма, предусматривает, что не подлежат принудительную изъятию имущество иностранного инвестора либо коммерческой организации с иностранными инвестициями. В качестве исключения выступает реквизиция имущества, земельных участков в случаях эпидемий, аварий, стихийных бедствий и т. д.

Подвести итог, проведенному исследованию, можно выводом согласно которому международное инвестиционное право предоставляет особые гарантии иностранным инвестициям, посредством обеспечения надлежащего правового режима для зарубежных инвестиций в международных (многосторонних и двухсторонних) договорах и нормах национального законодательства.

  1. Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (ИКСИД/ICSID) [рус., англ.] (Заключена в г. Вашингтоне 18 марта 1965 г.) // Защита иностранных инвестиций в Российской Федерации (документы и комментарии). Библиотечка журнала «Вестник ВАС РФ». Специальное приложение к N 7, июль 2001 года. — М.: ЮРИТ-Вестник, 2001. С. 74–92.
  2. Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Вместе с «Гарантиями спонсорских инвестиций в соответствии со статьей 24″, «Урегулированием споров между членом и Агентством по статье 57″, «Комментарием к Конвенции об учреждении». ) (Заключена в г. Сеуле в 1985 г.) // Международно-правовые основы иностранных инвестиций в России. Сборник нормативных актов и документов. — М.: Юридическая литература, 1995. С. 197–276.
  3. Федеральный закон от 09 июля 1999 г. N 160-ФЗ (ред. от 31.05.2018) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1999. — N 28. — ст. 3493; Российская газета. — 2018. — N 119.
  4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о поощрении и взаимной защите инвестиций (Заключено в г. Астрахани 29 сентября 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2016. — N 3. — ст. 466.
  5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений (вместе с Протоколом от 09.11.2006) (заключено в г. Пекине 09 ноября 2006 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2009. — N 46. — ст. 5421.
  6. Перечень соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:https://www.economy.gov.ru/material/departments/d11/investicionnye_soglasheniya/perechen_soglasheniy_mezhdu_pravitelstvom_rf_i_pravitelstvami_inostrannyh_gosudarstv_o_pooshchrenii_i_vzaimnoy_zashchite_kapitalovlozheniy/ (дата обращения 17.07.2021).

Основные термины (генерируются автоматически): инвестиция, иностранный инвестор, гарантия, инвестор, Вашингтонская Конвенция, взаимная защита капиталовложений, международный стандарт гарантий, национальное законодательство, правовая защита, Сеульская Конвенция.

Ключевые слова

международные стандарты, иностранные инвестиции, иностранный инвестор, Сеульская Конвенция 1985 г, Вашингтонская Конвенция 1965 г, ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»

иностранный инвестор, иностранные инвестиции, международные стандарты, Сеульская Конвенция 1985 г., Вашингтонская Конвенция 1965 г., ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»

Похожие статьи

Некоторые гарантии прав иностранных инвесторов.

 Ключевые слова: иностранный инвестор, гарантии прав, инвестиции. Иностранные инвестиции занимают огромное место в экономических реалиях любой страны, в том числе и в Российской Федерации. Иностранные капиталы привлекаются в отечественную экономику с.

Анализ правовых средств защиты иностранных инвестиций.

Конвенция не дает четкого определения понятиям «юридический спор» и «инвестиции». Правовое регулирование иностранных инвестиций в России. Правовые гарантии иностранных инвесторов в Российской Федерации. В частности введение полноценной.

Особенности правового регулирования иностранных.

Изучая вопрос правового регулирования иностранных инвестиций в Российской

Иностранные инвестиции играют важную роль в развитии и укреплении национальной

Основой регулирования иностранных инвестиций выступают международные конвенции и.

К вопросу о понятиях иностранного инвестора и коммерческой.

В статье автор анализирует понятия иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями.

С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности.

Ключевые слова : инвестиционная деятельность, Российская Федерация, правовое регулирование, Оренбургская область, Сеульская конвенция. В настоящее время совершенствование экономики требует периодического и регулярного вливания капитала.

Критерии определения дискриминации иностранного инвестора

Ключевые слова: иностранные инвестиции, дискриминация иностранного инвестора, Договор к Энергетической Хартии, критерии определения дискриминации иностранного инвестора, принцип недискриминации, поражение прав иностранного инвестора.

Современные подходы к привлечению и регулированию.

Цель данной статьи — показать мотивы иностранных инвесторов к размещению средств в активы за рубежом в виде прямых иностранных инвестиций. C учётом этих мотивов авторами показаны современные подходы к привлечению и регулированию иностранных инвестиций.

Гарантия прав и законных интересов инвесторов в Российской.

Статья посвящена всестороннему анализу гарантий прав и законных интересов инвесторов.

Выявлены секторы с полноценным правовым регулированием гарантий прав и законных интересов

Ключевые слова: инвестор, права, законные интересы, гарантии, инвестиции.

Проблемы определения юрисдикции в Международном центре по.

Данный международный правовой документ создает единый правовой механизм

Исходя из норм Вашингтонской конвенции, к компетенции МЦУИС отнесен довольно широкий круг

Буслаева Л. М. Разрешение инвестиционных споров в рамках Международного центра по.

Похожие статьи

Некоторые гарантии прав иностранных инвесторов.

 Ключевые слова: иностранный инвестор, гарантии прав, инвестиции. Иностранные инвестиции занимают огромное место в экономических реалиях любой страны, в том числе и в Российской Федерации. Иностранные капиталы привлекаются в отечественную экономику с.

Анализ правовых средств защиты иностранных инвестиций.

Конвенция не дает четкого определения понятиям «юридический спор» и «инвестиции». Правовое регулирование иностранных инвестиций в России. Правовые гарантии иностранных инвесторов в Российской Федерации. В частности введение полноценной.

Особенности правового регулирования иностранных.

Изучая вопрос правового регулирования иностранных инвестиций в Российской

Иностранные инвестиции играют важную роль в развитии и укреплении национальной

Основой регулирования иностранных инвестиций выступают международные конвенции и.

Читать статью  Закон 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях» в новой редакции

К вопросу о понятиях иностранного инвестора и коммерческой.

В статье автор анализирует понятия иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями.

С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности.

Ключевые слова : инвестиционная деятельность, Российская Федерация, правовое регулирование, Оренбургская область, Сеульская конвенция. В настоящее время совершенствование экономики требует периодического и регулярного вливания капитала.

Критерии определения дискриминации иностранного инвестора

Ключевые слова: иностранные инвестиции, дискриминация иностранного инвестора, Договор к Энергетической Хартии, критерии определения дискриминации иностранного инвестора, принцип недискриминации, поражение прав иностранного инвестора.

Современные подходы к привлечению и регулированию.

Цель данной статьи — показать мотивы иностранных инвесторов к размещению средств в активы за рубежом в виде прямых иностранных инвестиций. C учётом этих мотивов авторами показаны современные подходы к привлечению и регулированию иностранных инвестиций.

Гарантия прав и законных интересов инвесторов в Российской.

Статья посвящена всестороннему анализу гарантий прав и законных интересов инвесторов.

Выявлены секторы с полноценным правовым регулированием гарантий прав и законных интересов

Ключевые слова: инвестор, права, законные интересы, гарантии, инвестиции.

Проблемы определения юрисдикции в Международном центре по.

Данный международный правовой документ создает единый правовой механизм

Исходя из норм Вашингтонской конвенции, к компетенции МЦУИС отнесен довольно широкий круг

Буслаева Л. М. Разрешение инвестиционных споров в рамках Международного центра по.

Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России в 2020 году

Регулирование иностранных инвестиций в России

Иностранная инвестиционная деятельность является важной составляющей нормального функционирования экономики любого государства, и Россия не исключение. В контексте этого тезиса правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ приобретает огромное значение для страны, ибо их отсутствие негативно отражается на экономике. Проблемы с их привлечением вызваны не только кризисом, но и несовершенством правовой базы и правовых институтов, действующих на территории страны. Поэтому целесообразно рассмотреть особенности регулирования капиталовложений в 2020 году подробнее.

Что такое иностранные инвестиции

Понятие и правовой режим иностранных инвестиций в России определены положениями Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ (далее – «Об иностранных инвестициях в РФ»). Таковыми, согласно ст. 2 закона, являются имущественные вложения зарубежных инвесторов в объект предпринимательства на территории РФ.

Инвестиции могут осуществляться в форме вложения материальных и нематериальных ценностей, денег или акций, имущества и имущественных прав, услуг и даже информации, при этом они обязательно должны принадлежать иностранному инвестору и быть не изъятыми из гражданского оборота.

На зарубежную инвестиционную деятельность влияют не только правовые аспекты, но и политико-экономические факторы. Во избежание связанных с ними неблагоприятных последствий для иностранных инвесторов, ст. 4 закона предписывает иностранным инвестициям национальный правовой режим. Он, в частности, не может быть менее благоприятным, чем «правила игры», предоставленные отечественным инвесторам. При этом законодательство может предусматривать как ограничительные, так и стимулирующие исключения из этого правила.

Кто такой иностранный инвестор

Иностранным инвестором, согласно ст. 2 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», признается лицо, осуществляющее инвестиционную деятельность на территории РФ и являющееся:

  • иностранной правоспособной коммерческой организацией – юридическим лицом ;
  • иностранной правоспособной организацией, не образующей юридического лица;
  • право- и дееспособным гражданином другого государства;
  • право- и дееспособным апатридом;
  • международной организацией;
  • другим государством.

Правовые основы инвестиционной деятельности, установленные законодательством РФ, в равной мере гарантируют инвесторам – и иностранным, и российским – недискриминацию и соблюдение их прав и интересов, в частности: равнозначные условия ведения бизнеса, исключение неблагоприятных изменений в законодательстве, компенсацию при национализации и реквизиции, правосудие, участие в приватизации и другие. Кроме того, для привлечения зарубежного капитала в РФ законодательство предусматривает некоторые льготы.

Рекомендуем узнать больше информации о том, кто такой иностранный инвестор .

Нормативно-правовая база для инвестиционной деятельности

Российское законодательство призвано к всеобъемлющему охвату и решению комплекса и многообразия проблем, потенциально возникающих у иностранных инвесторов. Согласно ст. 3 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», именно этот нормативный правовой акт наравне с другими федеральными законами, кодексами и законами субъектов Федерации является основой нормативно-правовой базы, регулирующей зарубежные капиталовложения.

Так как в основном регулируются отношения в области иностранных инвестиций именно такими нормативно-правовыми актами, целесообразно рассмотреть их подробнее:

  • Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 18.07.2017) – определяет ряд государственных гарантий иностранным инвесторам при совершении ими инвестиционной деятельности;
  • Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ – определяет общие нормативы, связанные с ввозом и вывозом товаров, услуг, работ, результатов интеллектуальной деятельности и т. д.;
  • Налоговый кодекс РФ – регулирует отношения инвесторов и налоговых органов в вопросе налогообложения;
  • Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ регулирует инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений;
  • Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее – «О порядке осуществления иностранных инвестиций») от 04.2008 № 57-ФЗ – определяет некоторые ограничения для иностранных инвестиций.

Вместе с тем государство осуществляет и универсальное правовое обеспечение, которое регламентирует общие принципы и правила, касающиеся инвестиционной деятельности субъектов. Это, в частности, Гражданский и другие кодексы, Федеральный закон «Об акционерных обществах» и многие другие. Кроме того, нельзя не упомянуть международные договоры, заключенные РФ.

Правовые формы осуществления инвестиционной деятельности

Устанавливая национальный режим для зарубежных капиталовложений, законодатель, согласно ст. 6 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», допускает право инвестора осуществлять их как угодно, если это не запрещено законом. Правоприменительная практика традиционно выделяет три правовые формы осуществления иностранных инвестиций:

  • компании с иностранными инвестициями;
  • создание филиалов и представительств зарубежных компаний;
  • инвестиции в форме договоров.

Иностранные инвестиции в РФ

Рассмотрим каждую из них подробнее.

Компании с зарубежными вкладчиками

Коммерческие организации с иностранными инвестициями традиционно создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ. Несмотря на наличие иностранного капитала, они регистрируются налоговыми органами в общем порядке, в соответствии с Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

При этом правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями определяется нормативами Закона «Об иностранных инвестициях в РФ». Стоит учесть, что инвесторы могут осуществлять вложения не только в новые компании, но и приобретать доли в уже существующих обществах. С момента проведения такой сделки компания будет признаваться организацией с иностранными инвестициями.

При организации предприятий с иностранными вложениями должны быть учтены не только права иностранных инвесторов, но и права отечественных участников: в частности, следует предотвращать создание дочерних компаний иностранных юридических лиц в РФ.

Кстати, важно различать инвестиционную и предпринимательскую деятельность: последняя осуществляется не путем вложений, а путем создания российских филиалов.

Представительства и филиалы

Представительства и филиалы – это, как указано в ст. 55 Гражданского кодекса РФ, обособленные структурные подразделения, через которые, согласно Закону «Об иностранных инвестициях в РФ», иностранные компании вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в РФ.

Источники регулирования иностранных инвестиций требуют от таких филиалов и представительств обязательной государственной аккредитации, которую проводят налоговые органы. С момента ее проведения филиал и представительство приобретают право на ведение деятельности, соответствующей их целям. Несмотря на это, в силу необходимости иностранных финансовых вложений, это не только организационная форма предпринимательства, но и форма инвестиционной деятельности.

В силу действия ст. 55 ГК РФ, филиалы и представительства иностранного юридического лица в России имеют различия. Так, если филиалы способны выполнять все или часть хозяйственных функций юридического лица, то представительства выполняют лишь организационно-правовые функции. Но независимо от этих отличий обе формы не являются самостоятельными юридическими лицами.

Инвестиции в форме договоров

Международное частное право различает множество форм договорных отношений, но лишь некоторые из них могут иметь характер инвестиционного сотрудничества.

Они, в частности, должны отвечать таким признакам:

  1. Иметь долгосрочный характер.
  2. Иметь инвестиционный риск неокупаемости, невозврата инвестиций и т. д.
  3. Договоры содержат обязанность целевого использования инвестиций.
  4. Вложения должны иметь коммерческий характер, т. е. быть направленными на получение дохода.

По сути, законодательство различает множество договоров, подпадающих под такие признаки. В контексте этого инвестиционными могут быть признаны договоры различного характера и различной деятельности. Таковыми, в частности, могут быть:

  • договор о привлечении инвестиций;
  • договор коммерческой концессии;
  • договор простого товарищества;
  • договор займа для инвестирования в основные средства предприятия;
  • договор финансовой аренды;
  • соглашение о разделе продукции.
Читать статью  Условия работы в России для иностранных инвесторов в 2020 году

Обратим внимание, что существующая в РФ свобода форм осуществления иностранных инвестиций, закрепленная ст. 6 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», позволяет инвесторам заключать любые договоры, носящие инвестиционный характер.

Принципы регулирования инвестиций в РФ

Правовая доктрина и анализ правоприменительной практики позволяют выделить три главных принципа, на основании которых осуществляется правовое регулирование иностранных инвестиций:

  • безусловно, основой правового регулирования иностранных инвестиций в России является национальное законодательство. Регулирование капиталовложений осуществляется исключительно на федеральном уровне;
  • безальтернативное действие национального правового режима, регламентирующее обязательное уравнивание в правах отечественных и иностранных инвесторов, за исключением стимулирующих или ограничительных изъятий. Такие особенности правового регулирования могут быть установлены федеральным законодательством, но в целом равноправие гарантируется всем инвесторам, независимо от национальности;
  • необходимость соблюдения отечественной нормативной базой норм международных договоров и международного законодательства.

Инвестиции в России

Рассмотрим особенности каждого принципа отдельно.

Применение национального законодательства

Внутреннее право, безусловно, является одной из основ регулирования инвестиционной деятельности в любом из государств, и Россия не исключение.

Инвестиционное законодательство следует воспринимать как комплекс нормативно-правовых актов, регулирующих не только инвестиционную деятельность, но и валютные отношения и контроль, трудовые правоотношения и иные аспекты инвестиционной деятельности.

При этом нужно отметить, что в России национально-правовое регулирование иностранных инвестиций основано на специальных инвестиционных законах, что характерно для стран с переходной экономикой.

Эти законы определяют единый режим для иностранных и отечественных инвестиций, однако не применяют коллизионного метода регулирования, прямо устанавливая порядок отношений между инвесторами и государством.

Интересно, что в развитых странах подобного инвестиционного законодательства вообще не существует, в силу чего к иностранным инвесторам применяются те же нормы, что и для других гражданских субъектов.

Равноправие иностранных и российских инвесторов

Гражданско-правовое регулирование иностранных инвестиций в предпринимательском праве на территории Российской Федерации направлено на обеспечение интересов каждого инвестора, независимо от формы осуществляемых им инвестиций, национальности, объемов капиталовложений, полученной прибыли и иных субъективных аспектов их деятельности.

Гарантии такой защиты закреплены как отечественным законодательством, так и обязательствами РФ по международным договорам и конвенциям. На такую защиту от любых неэкономических факторов вправе претендовать каждый инвестор, и государство обязано ему ее предоставить.

Международная нормативная база об инвестициях

Помимо национального законодательства, правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ и других странах осуществляется также и международными договорами, заключенными между государствами и иными субъектами международного права. По кругу участников их обычно делят на многосторонние, региональные и двусторонние международные договоры. Наиболее влиятельными и значимыми источниками инвестиционного права, безусловно, являются многосторонние международные договоры. Многосторонняя система регулирования иностранных инвестиций позволяет обеспечить сохранность капиталовложений на межгосударственном уровне. Рассмотрим некоторые примеры подробнее.

Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров

В историческом прошлом инвесторы, которые вкладывали капитал в экономику иностранного государства, в случае изменения политической ситуации в государстве-реципиенте могли лишиться вложенных средств и имущества, имея только два варианта защиты нарушенных прав. В связи с этим вторую половину XX века международное сообщество пыталось выработать механизм, защищающий права инвесторов от нарушений со стороны таких государств.

Одним из наиболее влиятельных международных договоров, регулирующих международную инвестиционную деятельность, является Вашингтонская конвенция по урегулированию инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами, подписанная 18 марта 1965 года.

Являясь универсальным источником международного права, она стала фундаментом, на котором основана система мер по разрешению инвестиционных споров. Российская Федерация подписала Конвенцию 16 июня 1992 года, но до настоящего времени не ратифицировала. На данный момент участниками Вашингтонской конвенции являются более 150 государств.

Главным ее достижением является создание автономного Международного центра по урегулированию инвестиционных споров. Центр стремится устранить все внешнеэкономические препятствия на пути частных инвестиций и рассматривается как одно из самых авторитетных международных арбитражных учреждений, где все споры разрешаются путем примирительных процедур либо путем арбитража.

Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций

Работа с иностранными инвестициями в России

Как уже было отмечено выше, страна-реципиент зарубежного капитала, не всегда может обеспечить ему надлежащую защиту, но развитие новых форм сотрудничества привело к учреждению более действенных механизмов защиты инвестиций – страхованию.

Результатом данного процесса стала Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, подписанная 11 октября 1985 года. Наряду с Вашингтонской конвенцией, Сеульская является важнейшим документом в вопросе защиты инвестиций. Гарантии, предоставляемые инвесторам со стороны Агентства, призваны защитить их от большинства неэкономических рисков при инвестиционной деятельности в странах–членах конвенции. Единственное, от чего не страхует агентство, – это от экономических рисков, в том числе банкротства. Агентство выступает гарантом того, что права инвесторов не будут нарушены.

Одним из участников Сеульской конвенции является Россия, которая ратифицировала ее в 1992 г.

Международные договоры в рамках СНГ

Наряду с многосторонними международными договорами нельзя не обратить внимание на региональные международные соглашения, заключаемые Россией в рамках СНГ. За 26 лет существования Содружества его членами их было подписано около 500, многие из которых касались инвестиционной деятельности, например:

  • Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (1993).
  • Конвенция СНГ о защите прав инвестора (1997).
  • Договор о Евразийском экономическом союзе (2014).

Следует учитывать, что все эти договоры и соглашения действуют лишь в рамках регионального сотрудничества стран СНГ, поскольку представленные в них положения устанавливают некоторые привилегии представителям стран СНГ.

Меры государственного регулирования зарубежных инвестиций

В силу действия ст. 4 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ» и установленного ею национального правового режима для иностранных инвестиций, деятельность зарубежных инвесторов находится под такой же защитой законодательства, как и деятельность российских компаний. Применяемый к иностранным компаниям правовой режим не может быть менее благоприятным.

Несмотря на одинаковые меры регулирования в области иностранных инвестиций, законодатель не исключает возможности применения стимулирующих или ограничительных изъятий. Правда, ограничения возможны лишь в целях защиты конституционного строя, безопасности государства, а также прав и законных интересов других лиц.

В то же время стимулирование в виде льгот для инвесторов может быть установлено законодательством в интересах социально-экономического развития страны. Каких-либо запретительных мер в отношении экономических инвестиций закон предусматривать не может. Кроме того, меры государственного регулирования могут быть выражены в форме государственных гарантий.

Государственные гарантии иностранным инвесторам

Законодательство РФ посредством федеральных законов, обязательств по международным договорам и иным нормативно-правовым актам гарантирует полную и всеобъемлющую защиту прав и интересов зарубежных инвесторов. Одним из основных нормативно-правовых актов, предусматривающих государственное гарантирование иностранных инвестиций, является Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Вышеуказанный закон наделяет инвесторов следующими правами:

  • осуществление инвестиционной деятельности в любых не запрещенных законодательством формах;
  • обладание правосубъектностью на территории РФ;
  • защита от неблагоприятных изменений законодательства;
  • объективное правосудие;
  • использование правомерных доходов по собственному усмотрению;
  • беспрепятственный вывоз документов и имущества, ввезенных в качестве инвестиций;
  • покупка ценных бумаг и участие в приватизации;
  • получение льгот.

Правительственные органы, контролирующие инвестиции

В соответствии с Законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций» и постановлением Правительства РФ от 06.07.2008 № 510, Кабинетом министров образована Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. Ее состав определяется Правительством РФ, главой считается премьер-министр.

В число основных задач Комиссии входит предварительное согласование сделок, которые могут повлечь установление контроля иностранных инвесторов над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение, согласование возможности установления такого контроля, а также отказ в согласовании.

При рассмотрении ходатайств инвесторов и выполнении иных функций она запрашивает в органах исполнительной власти требуемую информацию, заслушивает экспертов и принимает решения большинством голосов.

Иностранные инвестиции в стратегические отрасли экономики

Управление инвестициями

Одним из исключений для иностранных инвесторов является ограничение возможности их участия в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для экономики, безопасности, обороны страны и иных стратегических направлений. Изъятие не носит запретительный характер, поэтому допуск к участию иностранных инвесторов в инвестиционной деятельности по отношению к стратегическим отраслям не запрещен, но требует соблюдения некоторых условий.

Так, ст. 4 Закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций» допускает совершение подобных инвестиционных сделок, которые могут повлечь установление контроля иностранцами, лишь при условии, если разрешение на то даст вышеуказанная Правительственная комиссия.

Допуск зарубежных инвесторов к инвестированию в стратегические отрасли возможен по их ходатайству, поданному в Комиссию со всеми необходимыми документами, указанными в ст. 8 закона. Она проверяет поданные документы, получает необходимые заключения и запрашивает необходимые материалы относительно угрозы стратегическим отраслям у других уполномоченных органов и только после этого принимает решение о предварительном согласовании сделки, согласовании установления контроля или отказе в них.

Решение должно быть принято в течение трех месяцев с момента подачи ходатайства. Ст. 6 закона определяет 45 видов деятельности, которые имеют стратегическое значение для обороны и безопасности страны.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности: актуальные проблемы

Несмотря на весьма внушительную, подробную и многообразную нормативно-правовую базу, правовое регулирование иностранных инвестиций нередко характеризуется наличием ряда проблемных вопросов. Все они по большей части касаются инвестиционного законодательства. Нам удалось выделить наиболее приоритетные проблемные вопросы.

  1. Отсутствие конкретизации ряда государственных гарантий, предоставляемых зарубежным субъектам инвестиционной деятельности: например, государство гарантирует стабильность законодательства, но, согласно ст. 9 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», не более чем на протяжении 7 лет.
  2. Необходимость нормативного регулирования инвестиций не только на федеральном, но и на региональном уровне.
  3. Отсутствие в отечественном законодательстве каких-либо правоприменительных аспектов, касающихся разрешения споров на межгосударственном уровне, и действенных механизмов выхода на международный инвестиционный арбитраж.
  4. Отсутствие правовых институтов, прямо ответственных за реализацию государственных гарантий в отношении зарубежных компаний, осуществляющих инвестиционную деятельность, а также за рассмотрение жалоб с их стороны и защиту их прав и интересов и т. д.

Зачем России иностранные инвестиции: Видео

Д.А. Дружинин

Апрель 2017 – . Юрист миграционного портала 100migrantov.ru.
В 2017 году Решением государственной экзаменационной комиссии была присвоена квалификация «магистр».
С 2013 года Работа в сфере защиты прав иностранных граждан и лиц без гражданства в судах и ФМС России.

Источник https://utmagazine.ru/posts/10593-zaschita-investicii

Источник https://moluch.ru/archive/372/83368/

Источник https://bestmem.ru/inostrancam/biznes/pravovoe-regulirovanie-inostrannykh-investitcii.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: